На главную Консультация
Юридические услуги в Москве

Продажа автомобиля физическому лицу

21 Фев 2010 10:53

Организация продает автомобиль физическому лицу - работнику организации по остаточной стоимости. Какие налоги организация должна заплатить в бюджет и следует ли начислять налоги исходя из рыночных цен на автомобиль?

Ответы

21 Фев 2010 10:54 · Юридический сервис

По данной операции уплачиваются НДС (ст. 146 НК РФ) и налог на прибыль (ст. 249 НК РФ) в общем порядке.
Обязанности по уплате НДФЛ, по нашему мнению, не возникает, так как у покупателя - физического лица не возникает дохода в натуральной форме, а сделка носит возмездный характер.
По вопросу определения рыночной цены автомобиля и возможных налоговых рисков отметим следующее.
При получении доходов в виде материальной выгоды особенности определения налоговой базы по НДФЛ установлены ст. 212 НК РФ. В частности, пп. 2 п. 1 ст. 212 НК РФ установлено, что к доходам налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, относится материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.
Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности. Перечень физических лиц и (или) организаций, признаваемых взаимозависимыми, определен п. 1 ст. 20 НК РФ. Вместе с тем этот перечень не является исчерпывающим, поскольку в п. 2 ст. 20 НК РФ указано, что суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 НК РФ, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров.
Как показывает судебная практика, к таким сделкам могут быть отнесены:
сделки между юридическим лицом и его руководителем;
сделки между организацией и физическим лицом - участником (акционером) данной организации.
В соответствии с п. 3 ст. 212 НК РФ налоговая база по НДФЛ в виде материальной выгоды определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых в обычных условиях лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации налогоплательщику идентичных (однородных) товаров (работ, услуг).
Если сделка, совершенная организацией, была единственной, то величину дохода в виде материальной выгоды определить нелегко.
Однако необходимо иметь в виду, что вопрос об уплате НДФЛ может быть поднят налоговым органом на основании ст. 40 НК РФ, которая дает право налоговым органам в некоторых случаях проверять, действительно ли установленные в договоре цены соответствуют рыночным (п. 4 ст. 40 НК РФ). В частности, контроль цены возможен в отношении сделок между взаимозависимыми лицами (пп. 1 п. 2 ст. 40 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 40 НК РФ в случае если в результате налоговой проверки будет установлено, что цена, определенная договором купли-продажи автомобиля, существенно отклоняется от рыночной (более чем на 20%), то налоговые органы могут пересчитать выручку и, следовательно, доначислить налог на прибыль и НДС исходя из рыночной цены (а также и пени за задержку налоговых платежей). При этом разница в цене может быть признана материальной выгодой физического лица с доначислением НДФЛ (Постановление ФАС Уральского округа от 14.09.2004 N Ф09-3774/04-АК).
Таким образом, при продаже автомобиля частному лицу доходом, который подлежит обложению НДФЛ, может быть признана материальная выгода, полученная физическим лицом, но только в том случае, если это лицо будет признано взаимозависимым по отношению к организации и если цена реализации автомобиля будет ниже рыночной более чем на 20%. Считаем целесообразным рекомендовать организации перед совершением сделки оценить автомобиль в организации, которая занимается оценкой имущества.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности