На главную Консультация
Юридические услуги в Москве

Рейдерство и пути противодействия рейдерским захватам

13 Янв 2011 17:02

Существует ли законодательное определение рейдерства? Виды рейдерства и пути противодействия таким захватам?

Ответы

13 Янв 2011 17:04 · Администрация сайта
В современных условиях криминализации экономических отношений довольно широкое распространение приобрел сравнительно новый вид преступной деятельности - рейдерство (от англ. raid - налет, набег; raiders - лица, совершающие налеты, набеги), который представляет реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации. Это крайне опасная для общества и государства преступная деятельность, которая препятствует нормальному экономическому развитию российского общества, повышению эффективности национальной экономики, компрометирует экономическую политику государства, снижает доверие общества к государственным органам и подрывает авторитет России на международной арене (например, с точки зрения иностранных инвестиций и т.п.). В настоящее время ущерб от рейдерства для экономики Российской Федерации по различным экспертным оценкам достигает от 20 до 50 млрд. долл. ежегодно. Современное российское рейдерство - это фактически самостоятельный вид высокодоходной криминальной деятельности, которая нередко носит организованный характер (планирование преступной деятельности, разделение ролей, получение доходов, наличие источников финансирования и т.п.) и сопряжена с коррупционными злоупотреблениями в правоохранительной, судебной, чиновничьей и предпринимательской среде. Поэтому в настоящее время разработка мер по противодействию рейдерству, прежде всего в целях устранения причин, порождающих это явление, и реализация таких мер в контексте обеспечения экономической безопасности Российской Федерации имеет первостепенное значение. В российском законодательстве определение рейдерства отсутствует, а в научной литературе подходы к его определению неоднозначны. В научной литературе под рейдерством нередко понимается: Заметим, что именно этим во многом обусловлено то, что в настоящее время рейдерские проявления не имеют достоверного статистического отражения. агрессивная атака на компанию для захвата бизнеса или его части, т.е. получение контроля над бизнесом вопреки воле основных собственников; враждебный захват бизнеса с нарушениями закона; получение контроля в самом широком смысле одним предприятием над другим методами как законными, так и незаконными; захват активов при помощи инициирования бизнес-конфликтов; недружественное поглощение имущества, которое осуществляется с использованием недостаточности правовой базы и с коррупционным использованием государственных, административных и силовых ресурсов; тщательно спланированная система деятельности, направленная на получение чужой компании, осуществляющей предпринимательскую и (или) иные виды экономической деятельности, которая, как правило, включает в себя сочетание незаконных, полузаконных (не прописанных в законе, иными словами - противоправных, но не нашедших законодательного запрета) и законных способов приобретения привлекательного, но чужого бизнеса; особый вид враждебного поглощения, при котором ценные активы подвергшейся рейдерской атаке компании распродаются и бизнес перестает существовать; крайне опасное социальное явление, связанное с криминальными проявлениями в сфере экономики страны, направленное на похищение чужого имущества путем незаконного изменения права собственности, в том числе и недвижимости, с использованием обманных действий в правовой и судебной сферах государства, с последующим захватом собственности и применением или угрозой применения сил и средств, опасных для жизни и здоровья человека, с причинением владельцам имущества ущерба в крупном или особо крупном размере; захват имущества (ценных бумаг, производственных мощностей и бизнеса в целом - предприятия как объекта имущественных прав) помимо воли его собственника с применением средств и способов криминального характера (во всех известных случаях имели место элементы коррупции), а также приобретение крупных пакетов акций (поглощение) помимо установленной процедуры и воли менеджмента поглощаемой компании (первый вид рейдерства используется в отношении юридических лиц любых организационно-правовых форм; второй - только в отношении открытых акционерных обществ). На наш взгляд, рейдерство выражается в незаконном насильственном или ненасильственном (довольно часто - в совокупном) криминальном захвате объектов чужой собственности, предприятий и их имущества с целью завладения, которое нередко сопровождается совершением обманных действий и причинением собственникам (владельцам) имущества физического и материального вреда (ущерба). Конечная цель криминальной рейдерской деятельности состоит в незаконном захвате (насильственном или ненасильственном) объектов чужой собственности, предприятий и их имущества путем перехода права собственности на соответствующие объекты "атакующему" лицу (лицам), консолидации контрольного пакета акций (в случае акционерного общества). Например, насильственный отъем предприятия против воли его собственника с привлечением сотрудников частных охранных предприятий, вооруженных представителей криминалитета, судебных приставов или сотрудников силовых структур; применение насилия или его угрозы в отношении акционеров захватываемого предприятия, не желающих продавать свои акции, или его непосредственного руководства вплоть до физического устранения руководителя (руководителей) компании (компаний) и т.п. Ненасильственный отъем возможен, например, путем подделки реестра акционеров, правоустанавливающих документов или существенного нарушения легитимности их получения; совершения ненасильственных хищений, вымогательств, неправомерных или преступных действий, связанных с банкротством (нередко "заказных"); использования сфальсифицированных решений собраний акционеров, поддельных договоров купли-продажи акций, поддельных и незаконных судебных решений, вынесенных путем подкупа или обмана судей, отдельных представителей правоохранительных структур, органов государственной власти; и т.п. В научной литературе в основном различают три вида рейдерства: 1) "белое", которое предполагает законное поглощение компаний. Это так называемый зарубежный вариант рейдерства; 2) "серое", которое оказывается возможным ввиду несовершенства законодательства. В последние годы наблюдаются тенденции смены однозначно криминальных механизмов захвата объектов чужой собственности ("черных" схем) технологиями, которые сами по себе не являются преступными, однако на отдельных этапах их реализации могут включать совершение различных преступлений, в том числе коррупционных ("серые" схемы). Технологии захвата имущества по "серым" схемам, отличающиеся большей изощренностью и совершенством с интеллектуальной точки зрения, пока еще не нашли адекватной уголовно-правовой оценки в правоприменительной практике, чему во многом способствует несовершенство действующего уголовного законодательства. Учитывая то, что в данном случае незаконные действия по присвоению объектов чужой собственности облекаются в квазизаконную форму, указанный вид рейдерства можно назвать полузаконным; 3) "черное" - самый криминализированный вид рейдерства, который всегда связан с использованием явно незаконных методов (способов) захвата и отъема объектов чужой собственности, применением "силовой" атаки и нередко физического насилия в отношении собственника имущества (например, угрозы, шантаж, силовой захват предприятия и т.п.). В случае "черного" рейдерства собственник предприятия в лучшем случае "расстанется" с бизнесом на дискриминационных условиях. Как отмечалось выше, в настоящее время "черное" рейдерство постепенно уступает место более предпочтительному "серому" рейдерству, при котором фактически исключены бандитские вылазки и активно используются существующие пробелы в гражданском, корпоративном, финансовом и других отраслях законодательства для ненасильственных рейдерских захватов объектов чужой собственности. Ряд авторов "черное" рейдерство разделяют на две подгруппы: простое и квалифицированное, составной частью которых обязательно является "последующий силовой захват собственности". Заметим также, что в научной литературе наряду с традиционными видами агрессивного захвата объектов чужой собственности выделяется новый вид угрозы экономической безопасности в форме так называемого интеллектуального рейдерства (например, в форме отъема патентов на изобретения и т.п.). Некоторые авторы высказывают мнение о существовании в настоящее время такой разновидности рейдерства, как "государственное рейдерство", т.е. рейдерство, которое исходит от государства. Кроме того, существующий в России финансовый кризис породил новый вид рейдерства "без применения грубой силы" - так называемое банковское рейдерство. В данном случае банки, используя различные способы "загона клиента в угол", в том числе связи (включая коррупционные) в правоохранительных, налоговых, таможенных и других органах, оказывают давление на заемщиков для "перехвата" прав на их активы, захвата предприятий, отъема собственности заемщиков. В частности, о таком новом виде рейдерства говорится в заявлении Национального антикоррупционного комитета России, согласно которому российские банки активно практикуют незаконный захват собственности, масштаб которого растет угрожающими темпами. К примерам рейдерства, которое осуществляется различными методами, можно отнести случаи рейдерских захватов таких предприятий, как Пермский завод "Привод" (захват с подделкой документов об избрании нового состава совета директоров); Чебоксарский электроаппаратный завод (мошенничество); Кропоткинский маслоэкстракционный завод (захват через подкуп и проведение неправосудных решений через Арбитражный суд в Ингушетии); Краснопресненский сахарорафинадный завод (фиктивное банкротство); корпорация "Уралинвестэнерго" (уничтожение реестра акционеров, присвоение акций на сумму более 60 млн. руб.); ЗАО "Вагонмаш" (использование поддельных документов, проведение незаконных собраний акционеров, искусственное создание кредиторской задолженности, возбуждение уголовных дел). От рейдерства пострадали также ОАО "Тольяттиазот", Московский оборонный завод "Маяк", ОАО "Климов", НИИ шинной промышленности, НИИ "Спецстрой", Московский НИИ "Синтез", Институт экологии человека и гигиены окружающей среды, Институт информационных технологий, НПО "Зенит", земли в Подмосковье, земли ЗАО "Зеленоградское", совхоз "Ленинский луч", совхоз "Путь Ленина" и т.д. По официальным данным, только в Московской области в результате рейдерских захватов сменились собственники в 248 хозяйствах (бывших колхозах и совхозах). Таким образом, в современных условиях вследствие сложившейся системы социально-экономических и политических отношений рейдерство в России фактически превратилось в один из видов криминальной теневой экономики. Определенные упущения на первоначальном этапе проведения реформ в социально-экономической, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, чрезмерное ослабление системы государственного регулирования и контроля, несовершенство законодательной базы, отсутствие эффективной политики в сфере государственного управления явились основными факторами возникновения рейдерства. Учитывая то, что в настоящее время рейдерство нередко совершается с коррупционным привлечением государственных, административных и силовых ресурсов и с использованием несовершенства законодательно-правовой базы, можно выделить две основные причины, способствующие росту рейдерских проявлений: 1) коррупция; 2) законодательно-правовые пробелы. В настоящее время рейдерство - составная и довольно мощная часть коррупционного рынка России. Существует тесная причинно-следственная связь между коррупцией и рейдерством - коррупционные правонарушения создают благоприятные условия для рейдерской деятельности; коррупция является питательной средой для рейдерства. Указанная взаимосвязь прежде всего обусловлена тем, что в России бизнес по захвату предприятий отличается большой латентностью и чрезвычайно выгоден: прибыль по разным оценкам составляет от 100 до 500% от вложенных средств. Применение рейдерских технологий, основанных на нарушении (частичном нарушении) законов, практически невозможно без участия коррумпированной государственной системы - различного уровня коррумпированных чиновников (например, из администрации города или района), сотрудников органов, регистрирующих права собственности, судов, налоговых и правоохранительных (особенно оперативно-следственных) органов и т.п. Поэтому лица, участвующие в рейдерской деятельности, нередко имеют устойчивые связи в силовых структурах, судах и органах государственной власти, что позволяет им получать инсайдерскую (внутреннюю) информацию о делах потенциальной компании-жертвы. Уровень коррупции в сфере рейдерской деятельности наглядно демонстрируют результаты проведенного исследования по выяснению стоимости услуг, входящих в рейдерскую атаку: неправомерное судебное решение в г. Москве стоит 50 - 200 тыс. долл., в регионах - 10 - 20 тыс. долл.; получение копии нужного документа о купле-продаже из Регистрационной палаты в г. Москве - 30 тыс. долл., в регионах - 5 тыс. долл.; нейтрализация силовых ведомств (милиции, прокуратуры) - 30 - 60 тыс. долл.; возбуждение уголовного дела против определенного лица в целях его компрометации - от 50 тыс. долл. Нередко именно совокупное криминально-коррумпированное поглощение хозяйствующих субъектов ведет к слиянию криминальных и коррупционных структур (представители криминалитета плюс коррумпированные представители государственных органов), в результате чего появляется новая разновидность организованной экономической преступности - организованное рейдерство. Коррупционные связи между лицами, участвующими в рейдерской деятельности, и коррумпированной частью правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов могут довести до разорения любое эффективно функционирующее предприятие. Ввиду несовершенства российского законодательства в сфере противодействия рейдерству к коррупционным схемам нередко обращаются не только лица, участвующие в рейдерской деятельности, но и вполне добросовестные предприниматели, желающие защитить свой бизнес от рейдерских захватов. Заметим, что эффективной борьбе с коррупционными правонарушениями, связанными с рейдерством, может способствовать также создание общегосударственного реестра акционеров и центрального национального депозитария публичных акционеров. На важность борьбы с рейдерством также обращается внимание в п. 9 разд. IV Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ 31 июля 2008 г. N Пр-1568, в котором отмечается необходимость усиления контроля "за законностью и обоснованностью процессуальных решений, принимаемых по уголовным делам, касающимся захвата имущества, имущественных и неимущественных прав, денежных средств предприятий, так называемого рейдерства". Таким образом, противодействие рейдерству является одним из основных направлений в системе государственных антикоррупционных мер. Анализ законодательства свидетельствует о существовании двух проблем законодательно-правового характера, от решения которых непосредственно зависит эффективность противодействия рейдерству: 1) необходимость более четкого законодательного определения, уточнения и совершенствования гражданского, корпоративного, финансового, налогового и административного законодательства, так как существующие в них пробелы-лазейки (особенно связанные с созданием, преобразованием и ликвидацией юридических лиц) активно используются в схемах недружественных рейдерских захватов - поглощений предприятий, бизнес-структур, хозяйствующих субъектов и земельных комплексов; 2) отсутствие в УК РФ должной регламентации ответственности за рейдерство, что существенно снижает эффективность борьбы с ним. Защита прав акционеров (как и любых субъективных гражданских прав) может и должна осуществляться в гражданском, административном и уголовно-правовом порядке. В настоящее время необходимы эффективные антирейдерские законодательные нововведения, направленные: на совершенствование корпоративного законодательства; развитие системы корпоративного управления и механизмов разрешения корпоративных конфликтов; обеспечение мер по усилению защиты прав собственности, имущественных и неимущественных прав лиц, вовлеченных в корпоративный спор; повышение ответственности крупных акционеров, менеджеров и органов управления обществ с целью создания необходимых правовых условий, препятствующих захвату предприятий, корпоративным конфликтам и корпоративному шантажу (гринмейлу). Прежде всего необходимо совершенствование законодательства, направленного на корректировку организации и порядка деятельности по слиянию, объединению, поглощению, разделению, иной реорганизации и изменению статуса предприятий. Заметим также, что криминальная рейдерская деятельность имеет прямое и непосредственное отношение к рынку ценных бумаг, так как она может воздействовать на его инструменты (особенно если объектом рейдерской атаки выступает акционерное общество) и быть связана с рядом других правонарушений и преступлений, в том числе совершаемых с использованием или в отношении ценных бумаг. Действующее уголовное законодательство России также не отвечает реальной криминальной ситуации в сфере рейдерских проявлений, что препятствует выработке единых подходов в борьбе с ними. Поэтому после урегулирования в законодательстве вышеуказанных вопросов необходимо "подключить" уголовно-правовые механизмы - ввести соответствующие запреты в УК РФ путем установления жесткой уголовной ответственности за осуществление рейдерской деятельности. Как справедливо отмечает Н. Лопашенко, в настоящее время некоторые формы отклоняющегося поведения хозяйствующих субъектов и (или) их представителей в рамках рейдерства настолько общественно опасны, что требуют применения самых жестких мер ответственности - уголовно-правовых. По мнению этого автора, "адекватная реакция государства возможна только тогда, когда будет предельно ясно, что разрешено, а что запрещено, т.е. при установлении четких правил игры. Замкнутый круг - для правотворчества уголовного, зависящего здесь от правотворчества гражданского. Гражданское законодательство, образно говоря, не хочет, а уголовное - не может регламентировать соответствующим образом рейдерскую деятельность". С этой точки зрения некорректным представляется мнение В.В. Долинской о том, что "средства уголовного судопроизводства в корпоративных конфликтах, их искусственная криминализация являются излишними, нерациональными с социальной и экономической точек зрения". Исходя из вышеизложенного, необходимо совершенствование уголовного законодательства в сфере борьбы с рейдерством, в том числе путем усиления уголовной ответственности за подобные деяния. В связи с этим обратим внимание на следующее. Во-первых, многие правонарушения в сфере так называемых корпоративных отношений представляют собой корпоративные конфликты, а значит, не являются уголовно наказуемыми деяниями. Механизм рейдерства, схема недружественных корпоративных захватов-поглощений, перемены собственника или владельца бизнеса осуществляются и методами, не подпадающими под уголовно-правовое воздействие (например, скупка акций с целью завладения их контрольным пакетом, двойной реестр ценных бумаг и т.п.). Во-вторых, мы согласны с мнением авторов, которые, говоря о рейдерстве, выделяют не силовой (так как это еще не свидетельство преступления), а именно криминальный захват, основанный на незаконных технологиях с нарушением ст. 159, 170, 171, 174, 174.1, 195, 196, 197, 202, 204, 285, 286, 290, 291, 292, ч. 1, 3 ст. 327 и ст. 330 УК РФ. По мнению сторонников такой позиции, с противодействием рейдерству и наказанием за него связано около 35 статей УК РФ, однако при отсутствии явных нарушений закона (например, хищение учредительных документов и печати и т.п.) "мы опять имеем дело с гражданским, торговым оборотом (поглощение, крупные сделки с активами)". Кроме того, рейдерство нередко сопровождается совершением преступлений против личности, собственности, правосудия, порядка управления и т.п. Поэтому при квалификации действий лиц, участвующих в рейдерской деятельности, могут применяться нормы, закрепленные в ст. 105, 111, 112, 115, 116, 127, 160, 161, 162, 163, 165, 167, 168, 201, 210, 213, 303, 312 УК РФ. Заметим, что скупка акций - не рейдерство. Однако если скупку акций можно считать вполне законной, то метод, который используется для этого, может быть незаконным, а, следовательно, сама скупка акций приобретет незаконный, криминальный оттенок. Мы согласны с высказанным в научной литературе мнением о том, что в настоящее время существуют две "слабые" стороны уголовно-правового регулирования противодействия рейдерству: 1) УК РФ не охватывает весь спектр деяний, посредством которых совершаются рейдерские захваты; 2) нормы уголовного закона недостаточно адаптированы к специфике данной категории преступлений. Проблема в том, что в настоящее время на практике рейдерские захваты объектов чужой собственности, предприятий и их имущества нередко квалифицируются по ст. 330 ("Самоуправство"), 159 ("Мошенничество"), 210 ("Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)"), 163 ("Вымогательство"), 183 ("Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну"), 179 ("Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения") УК РФ. Так, были осуждены за мошенничество и приговорены соответственно к семи и восьми годам лишения свободы двое лиц, совершивших незаконные рейдерские захваты Чебоксарского электроаппаратного завода и Ишлейского завода высоковольтной аппаратуры. На наш взгляд, такой подход не квалифицирует точно рейдерские действия и не может эффективно противодействовать криминальной рейдерской деятельности. В частности, рейдерство существенно отличается от мошенничества по объекту преступления. В случае мошенничества непосредственным объектом являются общественные отношения собственности независимо от ее форм, связанные с порядком распределения материальных благ, установленным в государстве, по поводу имущества и права на имущество, а в случае рейдерства - общественные отношения, связанные с экономической деятельностью и безопасностью предприятий, чужой собственностью в виде ее имущественных комплексов (родовой объект - экономическая безопасность государства). Таким образом, анализ уголовного законодательства и криминальной ситуации в сфере борьбы с рейдерством позволяет сделать выводы о неточной регламентации ответственности за рейдерскую деятельность в УК РФ и о необходимости ее совершенствования. Полагаем, что это может быть достигнуто путем введения в УК РФ как статей, непосредственно направленных на борьбу с рейдерством, так и статей, содействующих борьбе с рейдерством. Мы согласны с мнением о необходимости введения в УК РФ самостоятельной статьи о рейдерстве в целях ужесточения уголовной ответственности за совершение рейдерских действий. В связи с этим полагаем, что в гл. 24 "Преступления против общественной безопасности" разд. IX "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" УК РФ следует ввести самостоятельную ст. 227.1 "Рейдерство", предусматривающую ответственность за незаконный насильственный, т.е. с применением насилия либо с угрозой его применения, (ч. 1) или ненасильственный (ч. 4) захват объектов чужой собственности, предприятий и их имущества с целью завладения, повлекший причинение ущерба в крупном размере. Предлагаемая нами статья в ч. 2 должна содержать квалифицирующие (совершение деяния с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, повлекшего причинение ущерба в особо крупном размере), а в ч. 3 - особо квалифицирующие (совершение деяния организованной группой, повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, лицом с использованием своего служебного положения) признаки рейдерства. Целесообразно также в указанную статью включить примечание, предусматривающее условия освобождения от уголовной ответственности за рейдерство. Заметим также, что гл. 24 УК РФ уже содержит смежный с рейдерством уголовно-правовой состав преступления - пиратство (ст. 227 УК РФ), в котором предусмотрена уголовная ответственность за нападение на морское или речное судно в целях завладения чужим имуществом, совершенное с применением насилия либо с угрозой его применения. В качестве статей, содействующих борьбе с рейдерством, могут выступать ст. 170.1 "Фальсификация Единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета", 185.2 "Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги", 185.5 "Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества" и 285.3 "Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений" УК РФ. Содействовать борьбе с рейдерством может также ужесточение уголовной ответственности за хищение ценных бумаг путем выделения самостоятельной разновидности хищения по примеру ст. 164 УК РФ "Хищение предметов, имеющих особую ценность". По мнению сторонников данной точки зрения, отнесение хищения ценных бумаг к тяжкому преступлению по простому, неквалифицированному составу преступления (наказание, аналогичное наказанию, предусмотренному ч. 1 ст. 164 УК РФ, - лишение свободы на срок от шести до десяти лет с высоким штрафом) "способно остановить некоторых из тех, кто занимается рейдерством, не гнушаясь никакими способами завладения чужой собственностью". В числе квалифицирующих признаков предлагается предусмотреть хищение с использованием высоких (компьютерных и иных) технологий. Заметим также, что существуют и другие подходы к совершенствованию уголовного законодательства России в сфере противодействия рейдерству. Так, в научной литературе заявляется о позиции, согласно которой предлагается включить понятие "рейдерство", предварительно классифицированное в законе с точки зрения уголовно-правовой терминологии, как квалифицирующий признак в составы таких преступлений, как мошенничество (ст. 159 УК РФ), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ), подделка или изготовление поддельных документов (ст. 327 УК РФ). Кроме того, предлагается ввести в УК РФ норму, предусматривающую уголовную ответственность за преступные действия регистраторов, причем как государственных, так и частных. Отдельного внимания заслуживает проблема, заключающаяся в том, что в настоящее время в России недостаточно урегулирован институт защиты прав собственника акций, и криминальный рейдерский захват предприятия нередко сводится к захвату реестра. Поэтому нередко при совершении рейдерских захватов объектов чужой собственности в числе первых возникает вопрос о получении информации о реестре акционеров. В последние годы довольно распространены криминальные схемы, связанные с внесением ложных данных в реестры акционеров, ведением двойного (параллельного, альтернативного) реестра акционеров, использованием регистраторов, ведущих реестры акционерных обществ. В этих условиях одной из действенных мер по защите от рейдерства является недопустимость совершения нелегальных действий с реестром акционеров путем предотвращения несанкционированного доступа к нему. В целях уменьшения манипуляций с реестром акционеров его ведением должна заниматься специальная организация-реестродержатель. Один из способов рейдерского захвата акционерного общества выглядит следующим образом. Как правило, накануне праздников, когда собственник уехал отдыхать, лица, участвующие в рейдерской деятельности, "конфисковывают" или уничтожают реестр акционеров. В результате отсутствует какой-либо документ, подтверждающий право собственности, так как часто не сохраняются договоры купли-продажи акций. Нередко "захватчики" переписывают реестр заново и по надуманному предлогу получают решение суда о его законности, что фактически не оставляет бывшему собственнику шансов доказать свои права. Заметим также, что при совершенствовании уголовного законодательства России в сфере противодействия рейдерству (в том числе путем введения в УК РФ новых статей) необходимо учитывать, что КоАП РФ также содержит статьи, в той или иной степени направленные на противодействие рейдерской деятельности, в частности, к таким статьям можно отнести ст. 15.22 "Нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг" и ст. 15.23.1 "Нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов", которые предусматривают административную ответственность за правонарушения, связанные с деятельностью акционерных обществ. Полагаем, что при создании уголовно-правовых основ противодействия рейдерской деятельности данное обстоятельство следует учитывать во избежание конкуренции уголовно-правовых и административно-правовых норм. Таким образом, в настоящее время в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации необходимо системное совершенствование гражданского, корпоративного, административного, уголовного законодательства в части создания действенных нормативно-правовых основ противодействия рейдерству. Кроме того, неотделимой частью стратегии противодействия рейдерству в России должна стать профилактическая деятельность, направленная на предупреждение и пресечение не только незаконных рейдерских захватов объектов чужой собственности, предприятий и их имущества, но и преступлений против личности, собственности, правосудия, порядка управления и т.п., которые нередко сопровождают рейдерскую деятельность, а также коррупционных правонарушений в правоохранительных, контролирующих и иных государственных органах. Вышеизложенное возможно лишь в случае активного государственного регулирования процесса обеспечения общественной и экономической безопасности, в том числе путем реализации важнейших конституционных положений о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, признании, об охране и о защите всех форм собственности (ст. 8, 9, 35, 36, п. "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).


©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности