На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Реклама алкогольной продукции

16 Окт 2012 15:44

Закон о рекламе

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ (Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе") реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Согласно общим требованиям к рекламе она должна быть добросовестной и достоверной (ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ).

Статьей 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ внесены изменения, касающиеся порядка распространения рекламы алкогольной продукции, вступившие в силу с 23.07.2012. С этой же даты (за исключением одного положения) будут действовать и изменения, внесенные в рекламное законодательство Федеральным законом от 20.07.2012 N 119-ФЗ.
Рассмотрим порядок рекламы алкогольной продукции с учетом этих нововведений, но прежде всего отметим следующее. До 23.07.2012 реклама пива и напитков, изготовленных на его основе, регулировалась ст. 22 Федерального закона N 38-ФЗ, однако после этой даты данная статья была признана Федеральным законом N 218-ФЗ утратившей силу, и реклама пива и напитков должна теперь регулироваться ст. 21 "Реклама алкогольной продукции" Федерального закона N 38-ФЗ.
Сделано это в связи с тем, что с 01.07.2012 Федеральным законом N 218-ФЗ уточнено понятие алкогольной продукции (п. 7 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ (Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции")). Теперь к ней относится: пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с Перечнем, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.06.2012 N 656. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Итак, что же регламентирует ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ в отношении рекламы алкогольной продукции? Согласно ч. 1 данной статьи реклама такой продукции не должна:
- содержать утверждение о том, что ее употребление имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;
- осуждать воздержание от ее употребления;
- содержать утверждение о том, что она безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в ней биологически активных добавок, витаминов;
- содержать упоминание о том, что ее употребление является одним из способов утоления жажды;
- обращаться к несовершеннолетним;
- использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ рекламу алкогольной продукции нельзя размещать:
1. На первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов.

К сведению. С 01.01.2013 в силу Федерального закона N 119-ФЗ в периодических печатных изданиях рекламу данной продукции размещать будет нельзя.

2. В предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции.
3. В теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании.
4. На всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
5. С использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
6. В детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.
7. В физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем 100 м от таких сооружений.
8. В информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Данный пункт введен совсем недавно Федеральным законом N 119-ФЗ.
С 23.07.2012 в соответствии с ч. 2.1 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта 5 и более % объема готовой продукции разрешается только в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов. До 31.12.2012 такую продукцию разрешено рекламировать в печатных изданиях с учетом требований п. п. 1, 2 ч. 2 данной статьи (ст. 2 Федерального закона N 119-ФЗ).
А вот в сети Интернет в силу п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ уже сейчас нельзя рекламировать алкогольную продукцию независимо от ее крепости. В отношении сети Интернет Федеральная антимонопольная служба в Письме от 03.08.2012 N АК/24981 дает следующие разъяснения. Закон о рекламе применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если реклама распространяется на территории РФ (ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 38-ФЗ). Понятие "Интернет" в законодательстве не содержится, однако в литературе под ним понимается всемирная система объединенных компьютерных сетей, построенная на базе протокола 1P и маршрутизации 1P-пакетов. Посредством данной системы распространяется информация различных форматов и на различных языках, и при этом выделяют Рунет как русскоязычную часть всемирной сети Интернет.
ФАС отмечает, что, поскольку сеть Интернет не содержит ограничений в отношении территории, с которой возможно осуществить доступ к размещенной в данной сети информации, с компьютера пользователя, расположенного на территории РФ, можно получить доступ к информации, размещенной в различных странах мира. Вместе с тем, учитывая особенности правового регулирования в сети Интернет, а также признание Рунета в качестве "виртуальной территории РФ", ФАС полагает, что для целей применения ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ под рекламой, распространенной в сети Интернет, понимается реклама, размещенная на интернет-сайтах, зарегистрированных в доменных зонах .SU,.RU и .РФ, а также на русскоязычных страницах сайтов в иных зонах, поскольку информация на данных страницах предназначена для потребителей в РФ. Установить лицо, являющееся владельцем (администратором) сайта, можно, обратившись к регистратору доменных имен, который осуществил регистрацию данного сайта на определенное лицо. Установить регистратора сайта в зоне Рунета можно через справочный сервис www.cctld.ru или www.кц.рф, в зонах .NET, .ORG, .COM - через справочный сервис www.whois.net. Обратившись к регистратору, можно получить наименование и контактные данные лица - владельца (администратора) сайта в сети Интернет.
Также антимонопольная служба напоминает, что ответственность за нарушение ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ несет рекламораспространитель, которым в соответствии со ст. 3 данного Закона является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (ч. 7 ст. 38 Федерального закона N 38-ФЗ). Поскольку владелец (администратор) сайта осуществляет наполнение данного сайта информацией и обладает правами модератора размещаемой информации, именно он должен признаваться рекламораспространителем в случае выявления рекламы, размещенной на данном сайте, и, соответственно, нести ответственность в случае выявления нарушения ч. 2 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ на данном сайте.
Одновременно ФАС обращает внимание своих территориальных органов на то, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 2 Федерального закона N 38-ФЗ данный Закон не распространяется на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой. Не является рекламой информация о производимых или реализуемых товарах, размещенная на официальном сайте производителя или продавца данных товаров, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования, также не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, и др. Соответственно, на такую информацию положения Федерального закона N 38-ФЗ не распространяются, как не будет подпадать под понятие рекламы сайт производителя или продавца алкогольной продукции, на котором в том числе будет приведен ассортимент производимых или реализуемых товаров.
Возвращаясь к положениям Закона, отметим, что, как и раньше, реклама алкогольной продукции во всех случаях должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, которому необходимо отвести не менее 10% рекламной площади (пространства) (ч. 3 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ).
Проведение рекламных акций, сопровождающихся раздачей образцов алкогольной продукции, допускается с соблюдением требований, установленных рекламным законодательством, только в стационарных торговых объектах, в том числе в дегустационных залах таких объектов без привлечения к участию в этом несовершеннолетних (ч. 4 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ). Также несовершеннолетним нельзя предлагать эти образцы.
Реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, не допустима, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции (ч. 5 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ). Законодательство не содержит понятия "специализированные стимулирующие мероприятия, проводимые в целях реализации алкогольной продукции". По мнению ФАС, высказанному в Письме от 02.12.2011 N АК/44977, данная норма допускает рекламу таких стимулирующих мероприятий, условием участия в которых является приобретение алкогольной продукции, если предметом розыгрыша (реализации) в них выступает исключительно алкогольная продукция.
Также ФАС напоминает, что согласно ст. 9 Федерального закона N 38-ФЗ в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации о его организаторе, правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Таким образом, ФАС считает, что в ст. 9 этого Закона в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяется стимулирующее мероприятие - стимулирующая лотерея, конкурс, игра, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара и возможность получения выигрыша (приза, подарка). При этом мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, предусмотренное ст. 9 рекламного законодательства, и на рекламу такого мероприятия не распространяются требования ст. 9, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно, такие подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.
В отношении рекламы алкогольной продукции также установлено, что демонстрация процесса потребления алкогольной продукции в рекламе не допустима (п. 3 ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ). Ограничения, установленные для рекламы алкогольной продукции, теперь распространяются и на платные каналы телевидения (п. 2 ч. 15 ст. 14 Федерального закона N 38-ФЗ).

О рекламе безалкогольного пива

ФАС в Письме N АК/44977 разъясняет, что если в пиве содержится этилового спирта не более 0,5% объема готовой продукции (так называемое безалкогольное пиво), то такое пиво не подпадает под понятие алкогольной продукции и, соответственно, на рекламу такого пива не распространяются требования ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ.
Вместе с тем согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона 38-ФЗ специальные требования и ограничения, установленные настоящим Законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Законом установлены специальные требования и ограничения.
В связи с этим Федеральная антимонопольная служба уточняет, что если распространяется реклама безалкогольного пива с использованием средств индивидуализации продукции (товарных знаков), используемых для обозначения в том числе пива с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции или иной алкогольной продукции, и из рекламы четко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво, то такая реклама должна соответствовать требованиям ст. 21 Федерального закона 38-ФЗ.

Об ответственности

Напомним, что в силу ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 - 4 настоящей статьи, ст. ст. 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.; на должностных лиц - от 4000 до 20 000 руб.; на юридические лица - от 100 000 до 500 000 руб.

Примеры судебных споров

Давая рекламу алкогольной продукции, предприятия общественного питания должны следить за соблюдением всех установленных требований, в противном случае избежать ответственности не удастся. Так, например, в Определении ВАС РФ от 04.06.2012 N ВАС-6535/12 предметом спора послужила реклама пива, которая сопровождалась изображением наполненной пивом кружки и в которой отсутствовало предупреждение о вреде чрезмерного употребления пива и напитков, изготовленных на его основе.
Решением антимонопольного органа указанная реклама была признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушались требования ч. 3 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ, и общество было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ (в виде штрафа в размере 100 000 руб.). Результат рассмотрения спора: суд сделал вывод о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, и о соблюдении антимонопольным органом порядка привлечения к административной ответственности; в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора было отказано.
Строгое соблюдение буквы закона важно для предприятий общепита еще и потому, что часто контролирующий орган рассматривает рекламу алкогольной продукции практически под микроскопом. Пример - Постановление ФАС ВСО от 17.11.2011 N А19-8759/2011. Предметом спора стал рекламный ролик на телевидении ресторана продолжительностью 20 секунд следующего содержания: видеоряд, состоящий из последовательно сменяющихся кадров офисного помещения и помещений ресторана. Видеоряд включал в себя образы людей (офисного работника, посетителей ресторана) и сопровождался закадровым аудиотекстом. При этом со 2-й по 5-ю секунду указанный ролик содержал изображение человека в футболке черного цвета, на которой была изображена текстовая информация, ставшая причиной претензии контролирующего органа. По мнению антимонопольного органа, данная надпись рекламировала виски марки "X", соответственно, в ней объектом рекламирования являлся не только ресторан, но и алкогольная продукция - виски марки "X". При этом реклама не соответствовала требованиям, предъявляемым к рекламе алкогольной продукции: она распространялась в эфире телеканала и в ней отсутствовало предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкоголя.
Суд в данной ситуации встал на сторону ресторана, указав, что внимание потребителей в названной рекламе акцентировалось на объекте рекламирования - ресторане, а не на реализуемой обществом алкогольной продукции. Несмотря на формальное наличие в рекламе на футболке бармена надписи, форма и объем ее представления были таковы, что не воспринимались потребителями (сюжет транслировался короткое время, и форма его представления не позволяла воспринять информацию, содержащуюся на футболке, текст надписи на одежде бармена постоянно перекрывался либо элементами компьютерной графики, либо логотипом ресторана, либо наложением изображения танцующих людей, либо руками самого сотрудника), в связи с чем были признаны фактически отсутствующими в рекламе. При этом судьи также учли, что товарный знак "X", у которого имелся правообладатель, использовался не только при производстве алкогольных напитков, но и при производстве иных товаров: аксессуаров для мобильных телефонов, декоративных магнитов, аудиооборудования, обуви, головных уборов, одежды, в том числе фартуков, футболок, декоративных булавок для лацканов, часов, зонтов, дорожных сундуков, декоративных защепок (булавок, зажимов), емкостей для питья, знамен (флагов), постельного и столового белья, пряжек и застежек для поясов, игр, игрушек, зажигалок, пепельниц. Учитывая вышеизложенное, судьи пришли к обоснованному выводу, что решение антимонопольного органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности