На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Стимулирующая лотерея: порядок и правила проведения

15 Окт 2012 16:20

Проведение стимулирующей лотереи - весьма сильный инструмент привлечения клиентов. Для того чтобы провести это полезное мероприятие результативно и без проблем, следует соблюсти ряд требований, установленных нормативно-правовыми актами.
Порядок и правила проведения стимулирующих лотерей устанавливают ст. 7 Федерального закона от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях", Постановление Правительства РФ от 05.07.2004 N 338. Формы и сроки представления отчетности о лотереях утверждены Приказом Минфина России от 26.04.2012 N 53н. Также утвержден Административный регламент предоставления ФНС России госуслуги по рассмотрению в установленном порядке уведомлений о проведении всероссийских стимулирующих лотерей (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2011 N 144н), а также Административный регламент исполнения ФНС России государственной функции по ведению в установленном порядке единого государственного реестра лотерей, государственного реестра всероссийских лотерей (утв. Приказом Минфина России от 25.10.2007 N 93н).
Прежде всего, следует помнить о том, что для проведения стимулирующей лотереи организация должна направить в соответствующий уполномоченный орган уведомление.
Уведомление должно быть направлено не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи (ч. 3 ст. 7 Закона о лотереях).

Информация к размышлению

Не являются стимулирующей лотереей акции, в которых отсутствует элемент розыгрыша. Например, если участники акции, выполнившие некое условие (например, собравшие пять упаковок, отославшие десять бирок и т.д.), получают гарантированно некие призы или победитель определяется коллегиально, то такие мероприятия не признаются стимулирующей лотереей.
В таких случаях уведомлять о проведении стимулирующей лотереи не нужно.
Стимулирующая лотерея - это лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи.
Если планируемая вами акция соответствует указанным признакам, то она будет считаться стимулирующей лотереей, для проведения которой необходимо направить уведомление.

Кто направляет уведомление

Уведомление о проведении стимулирующей лотереи направляет ее организатор, т.е. сторона лотереи, которая проводит розыгрыш призового фонда, получившая право на проведение лотереи. Право на проведение стимулирующей лотереи возникает, если направлено уведомление.
Организатором может быть исключительно юридическое лицо, индивидуальный предприниматель организатором лотереи быть не может.
Если для проведения лотереи организация решит воспользоваться услугами, например, рекламного агентства, то она может выступать организатором стимулирующей лотереи на основании договора, заключенного между ней и заказчиком. Это может оказаться полезным, например, если стимулирующую лотерею желает провести ПБОЮЛ или хозяйствующий субъект, у которого имеется налоговая задолженность (это основание для запрета проведения стимулирующей лотереи).

Куда направлять уведомление

Ответ на этот вопрос зависит от того, где планируется проведение лотереи.
Если лотерея будет проводиться на всей территории РФ или на территории двух и более ее субъектов, то уведомление подается в ФНС России.
Если лотерея проводится на территории одного субъекта РФ, то уведомление подается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ (ведающий экономической политикой, потребительским рынком и т.п.).
Если лотерея проводится на территории муниципального образования, то уведомление направляется в уполномоченный орган местного самоуправления (проще всего уточнить этот вопрос в местной администрации).

Последствия неуведомления

Проведение стимулирующей лотереи без направления в установленном порядке уведомления - это административное правонарушение. Согласно ст. 14.27 КоАП РФ оно может повлечь за собой наложение административного штрафа:
- на граждан - от 2000 до 2500 руб.;
- на должностных лиц (руководителей, иных работников организаций, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции) - от 4000 до 20 000 руб.;
- на юридических лиц - от 50 000 до 500 000 руб.

Что должно быть в уведомлении

Поскольку на федеральном уровне форма уведомления не утверждена, то возможно составление уведомления в произвольной форме либо в форме, разработанной уполномоченным органом субъекта РФ или муниципального образования.
В любом случае в уведомлении должны содержаться следующие сведения:
- срок проведения стимулирующей лотереи, который не может превышать двенадцати месяцев (ч. 4 ст. 7 Закона о лотереях);
- способ проведения стимулирующей лотереи: тиражный (при котором розыгрыш призового фонда лотереи между всеми ее участниками проводится единовременно после распространения лотерейных билетов), бестиражный (выигрышные лотерейные билеты определяются до распространения среди участников), комбинированный (выигрышные лотерейные билеты определяются как непосредственно после получения лотерейного билета, так и после проведения розыгрыша призового фонда). Несмотря на то что проведение стимулирующей лотереи иным, не указанным в Законе, способом не запрещено, если в уведомлении не будет указан один из вышеописанных способов, то уполномоченный орган может вынести решение о запрете на проведение такой лотереи. Это решение может быть обжаловано в судебном порядке;
- территория проведения стимулирующей лотереи - с указанием региона, а не конкретных адресов проведения мероприятия;
- организатор стимулирующей лотереи, а именно:
- наименование;
- государственный регистрационный номер (ОГРН);
- место нахождения;
- почтовый адрес;
- банковские реквизиты;
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- сведения об открытии счетов в кредитной организации;
- наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи.
Уведомление подписывается руководителем юридического лица (должность, Ф.И.О.), проставляется дата составления и печать.

Необходимые документы

К уведомлению прилагаются следующие документы:
- условия стимулирующей лотереи;
- описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
- описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
- описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
- описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
- засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
- порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.
В условиях стимулирующей лотереи указывают, в частности:
- наименование стимулирующей лотереи (при наличии);
- способ и территорию проведения;
- наименование организатора;
- сроки проведения;
- права и обязанности участников стимулирующей лотереи (так, согласно ч. 2 ст. 20 Закона о лотереях участник вправе требовать от организатора лотереи получения информации о лотерее в соответствии с условиями ее проведения; выплаты, передачи или предоставления выигрыша на основании лотерейного билета, признанного выигравшим, и т.д.);
- порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;
- порядок и сроки получения выигрышей;
- порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи;
- порядок направления участником заявок на участие в ней и приема таких заявок организатором.
Организатору следует указать способ, которым участники лотереи будут информироваться о ее условиях и сроках (упаковка товара, буклеты, публикации в СМИ, на сайте организации и т.д.).
Следует обратить особое внимание на описание способа заключения договора - путем выдачи лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным способом.
Справка о наличии или об отсутствии у заявителя задолженности по уплате налогов и сборов, если она не была представлена заявителем самостоятельно, запрашивается в налоговых органах уполномоченным органом.
Все документы должны быть подписаны руководителем юридического лица с указанием наименования его должности, фамилии, имени и отчества, даты составления, скреплены печатью организации.
При представлении неполного комплекта документов уполномоченный орган вправе запретить проведение стимулирующей лотереи (п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона о лотереях).

Направление уведомления

Организатор лотереи должен направить уведомление о проведении стимулирующей лотереи, а также прилагаемые к нему документы в соответствующий уполномоченный орган не менее чем за 20 дней до даты проведения лотереи.
При проведении всероссийской лотереи уведомление и документы могут быть поданы непосредственно в ФНС России или направлены по почте.
Уведомление о проведении всероссийской стимулирующей лотереи и прилагаемые к нему документы принимаются и регистрируются в ФНС России по описи, копия которой с отметкой о дате приема направляется по почте или вручается руководителю заявителя (его представителю).

Вынесение решения и его получение

В течение 15 дней со дня получения уведомления уполномоченный орган:
- вносит информацию о проведении стимулирующей лотереи в соответствующий реестр лотерей и по просьбе организатора лотереи высылает ее ему;
- принимает решение о запрете на проведение стимулирующей лотереи.
Информация о проведении стимулирующей лотереи вносится уполномоченным органом в соответствующий реестр - государственный реестр всероссийских лотерей, государственный реестр региональных лотерей или реестр муниципальных лотерей, - и лотерее присваивается регистрационный номер.
Информация о внесении в реестр записи о стимулирующей лотерее и присвоении ей регистрационного номера направляется или вручается организатору лотереи по его просьбе.
В отношении всероссийских лотерей такая информация выдается в виде выписки из государственного реестра всероссийских лотерей.
Для получения информации о внесении записи о лотерее в реестр необходимо:
- указать на необходимость выдачи выписки в уведомлении о проведении лотереи либо
- направить в уполномоченный орган отдельный запрос о выдаче выписки.

Что может являться основанием для запрета

Уполномоченный орган вправе запретить проведение лотереи по следующим основаниям:
- представление неполного комплекта документов;
- несоответствие представленных документов требованиям Закона;
- представление недостоверных сведений;
- наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
Указание о запрете на проведение стимулирующей лотереи направляется или вручается организатору в письменной форме с указанием причин отказа в течение 15 дней со дня получения уполномоченным органом уведомления.
Если речь идет о всероссийской стимулирующей лотерее, то решение о ее запрете оформляется на бланке ФНС России и подписывается руководителем ФНС России (уполномоченным им должностным лицом), причем в решении указываются:
- наименование органа, вынесшего запрет на проведение всероссийской стимулирующей лотереи;
- полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма заявителя;
- место нахождения заявителя в соответствии с учредительными документами;
- ИНН заявителя;
- основания запрета;
- недостатки, выявленные в ходе рассмотрения уведомления и прилагаемых к нему документов, послужившие основанием для запрета.
Решение о запрете направляется заявителю по почте заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо вручается руководителю заявителя (его представителю) под расписку при наличии паспорта и документов, подтверждающих их полномочия.

Если последовал отказ

Если вы уверены, что соблюли все необходимые условия, но уполномоченный орган все-таки принял решение о запрете на проведение стимулирующей лотереи, то такое решение можно обжаловать в судебном порядке.
С жалобой следует обращаться в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении прав и законных интересов (п. 4 ст. 198 АПК РФ).
Возможно обжалование и в административном порядке (гл. 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг").
Так, в досудебном (внесудебном) порядке обжалуются, в частности:
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- отказ в ее предоставлении по основаниям, не установленным нормативно-правовыми актами;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативно-правовыми актами.
Жалоба подается непосредственно в тот орган, который предоставляет государственную услугу.
Если обжалуется решение руководителя этого органа, то жалоба представляется в вышестоящий орган.
При отсутствии вышестоящего органа данная жалоба рассматривается руководителем органа, предоставляющего государственную услугу.
Жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе, в электронной форме в орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу. Жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием Интернета, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг либо регионального портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Жалоба должна содержать:
- наименование органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации. В случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу, или органа, предоставляющего муниципальную услугу, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений - в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы орган, предоставляющий государственную услугу, либо орган, предоставляющий муниципальную услугу, принимает одно из следующих решений:
- удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом, предоставляющим государственную услугу, либо органом, предоставляющим муниципальную услугу, опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, а также в иных формах;
- отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В заключение напомним, что нарушение сроков предоставления госуслуги либо ее непредоставление влечет за собой для должностного лица федерального органа исполнительной власти административную ответственность в виде штрафа от 3000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ), а требование в ходе предоставления госуслуги от заявителя документов или платы, не предусмотренных законодательством, - штраф от 5000 до 10 000 руб. (ч. 2 ст. 5.63 КоАП РФ).



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности