На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

08 Окт 2011 22:18

Комментарий к Приказу Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213 "Об утверждении Методических рекомендаций по привлечению к административной ответственности лиц,  совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Хозяйственная деятельность организаций и жизнедеятельность граждан негативно сказываются на окружающей природной среде. Мы так привыкли бросать все в одно ведро и валить в общий бак, что порой даже не задумываемся о последствиях. И если вовремя не принимать меры по предотвращению загрязнения водных ресурсов, почв, атмосферы и общему восстановлению экологии, то экологическая обстановка будет ухудшаться, а это, в свою очередь, может привести к довольно плачевным последствиям.
За ущерб, наносимый природе и здоровью людей, государство с 1992 г. обязывает организации и граждан, которые осуществляют любые виды деятельности, связанные с природопользованием, платить экологические платежи, каковыми является плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС).
Соблюдение требований природоохранного законодательства и законодательства об охране окружающей среды в настоящее время контролируют органы Росприроднадзора. Среди прочих бюджетных полномочий они учитывают и контролируют правильность исчисления, полноту и своевременность осуществления платежей в бюджет, в том числе платы за НВОС и штрафов.
Напомним, что согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за НВОС влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц - в размере от 3000 до 6000 руб.;
- на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
В целях предупреждения административных правонарушений в данной сфере и упорядочения процедуры привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, Приказом Росприроднадзора от 04.05.2012 N 213 утверждены Методические рекомендации (далее - Рекомендации).
Этот документ поясняет, какое деяние признается противоправным, на кого распространяется порядок определения платы и ее предельных размеров, как устанавливаются базовые нормативы платы, каким образом определяется плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды. В разд. II Рекомендаций раскрываются обстоятельства, которые должны быть выяснены проверяющими по делу об административном нарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ. Раздел III содержит рекомендации в отношении порядка осуществления производства по таким делам.
Кроме того, текст документа разработчики трансформировали в доходчивые схемы (блок-схемы), которые приведены в Приложениях к Рекомендациям.
Зная требования законодательства, ответственно относясь к своим обязанностям и имея четкое представление о действиях инспекторов Росприроднадзора при проведении проверок, можно избежать крупных штрафов.
Ну а если инспекторы при проверке неправильно применят нормы природоохранного законодательства или нарушат нормы процессуального права, то знания помогут грамотно обжаловать их постановления о привлечении к административной ответственности.

Кто и за что платит

О том, что формы платы за НВОС должны определяться федеральным законом, сказано и в п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Однако на практике никаких федеральных законов принято не было. С момента введения и по сегодняшний день порядок определения платы и ее размеров регулируется Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Постановление N 632).
Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, которые осуществляют любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием (далее - природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В Постановлении N 632 предприниматели как природопользователи напрямую не упомянуты. Но в Рекомендациях (п. 2.3) разработчики относят их наряду с организациями к числу лиц, признаваемых природопользователями, которые при совершении противоправных действий несут ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ. В свое время Росприроднадзор в Письме от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" озвучил следующую точку зрения.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О плата является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. Из этого документа следует, что плательщиками платы за НВОС являются:
- юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
- индивидуальные предприниматели;
- иностранные физические лица.
Правовая позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в решениях, имеет общеобязательное значение. Это следует из положений ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". В ней сказано, что решения КС РФ обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Речь идет в том числе о решениях, принятых в форме определений согласно ст. 71 Закона N 1-ФКЗ. И с этим не поспоришь.
Далее в числе документов, в которых индивидуальные предприниматели признаются плательщиками платы, чиновники называют два Федеральных закона:
- от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ст. 23);
- от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (ст. 28).
Действительно, в Законе об отходах предприниматели фигурируют в качестве субъекта платы. А вот в ст. 28 Закона N 96-ФЗ речь идет о том, что плата взимается с "физических и юридических лиц". Предприниматели здесь открыто не упоминаются.
Отдельные эксперты соглашаются с мнением чиновников, признавая, что в случае невнесения платы за НВОС предприниматель может быть привлечен к ответственности. Но считают, что административный штраф с него должен взыскиваться не как с организации, а как с должностного лица - в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей. В подтверждение этого они ссылаются на ст. 2.4 КоАП РФ, а точнее, на примечание к этой статье. В нем сказано, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если КоАП РФ не установлено иное.
Чиновники Росприроднадзора не обошли вниманием в Рекомендациях и обособленные подразделения организаций (филиалы или представительства). Они, как известно, самостоятельными плательщиками платы не являются, но могут осуществлять уплату платежей только от имени юридического лица. В п. 2.3.1 подчеркнуто, что такие полномочия должны быть закреплены в положении об обособленном подразделении. А руководителю такого обособленного подразделения должна быть выдана доверенность со всеми необходимыми полномочиями.
Больной вопрос о том, кто должен отвечать за мусор, возникает подчас между арендодателем и тем, кому он сдал свое имущество в аренду.
В Рекомендациях (п. 2.3.2) на этот случай дан такой совет: в случае заключения договора аренды, наличия иных прав на источник (объект) негативного воздействия лицом, совершившим противоправное действие (бездействие), признается лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее тем самым негативное воздействие на окружающую среду.
И еще важно помнить: вносить плату необходимо независимо от того, какой вид деятельности (производственная, непроизводственная или иная деятельность) осуществляется. Если оказывается негативное воздействие, природопользователь становится плательщиком платы за НВОС, причем вне зависимости от того, насколько существенен приносимый вред.

Примечание. Негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды (ст. 1 Закона N 7-ФЗ).

Например, организация не ведет производственной деятельности, а работает на рынке ценных бумаг. Но в процессе осуществления этой деятельности у нее образуются отходы в виде люминесцентных ртутьсодержащих трубок, отработанных в брак (1-й класс опасности), несортированного мусора от бытовых помещений, незагрязненных отходов бумаги (5-й класс опасности). Такая организация признается природопользователем. Если она не вносит плату за НВОС, то нарушает законодательство, за что может быть привлечена к ответственности по ст. 8.41 КоАП РФ. Доказательством вины является факт невнесения платы в установленный срок. Данный факт должен быть подтвержден документами (информацией) финансового подразделения соответствующего территориального органа Росприроднадзора, занимающегося администрированием платы на подведомственной территории.
Если деятельность организации (предпринимателя) приостановлена по причине простоя или производство законсервировано, но вред окружающей среде продолжает наноситься, то штрафа не избежать. В перечисленных случаях и по иным причинам приостановления хозяйственной деятельности природопользователь будет признан виновным в нарушении законодательства об охране окружающей среды.
Наконец, даже если плата вносится, это не освобождает организации, учреждения и предпринимателей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения нанесенного ей вреда.

Обстоятельства, подлежащие выяснению

В силу требований п. 3 ст. 26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об этом правонарушении. Поэтому в Рекомендациях расписано, что должны выяснить контролеры, возбуждая дело по факту об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ.
В числе обстоятельств, подлежащих выяснению, в п. 2.1 Рекомендаций указаны:
- наличие события административного правонарушения;
- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;
- виновность лица в совершении административного правонарушения;
- обстоятельства, смягчающие и (или) отягчающие административную ответственность;
- обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Это значит, что при составлении протокола об административном правонарушении (образец рекомендуемой формы приведен в Приложении 7 к Рекомендациям) инспектор должен указать обстоятельства обнаружения административного правонарушения. Скажем, таким обстоятельством стало предоставление финансовым подразделением Росприроднадзора справки об отсутствии перечислений платы в установленный срок лицом, привлекаемым к ответственности.
Информацию о перечислении природопользователями платы финансовые подразделения территориальных органов Росприроднадзора накапливают в течение периода, составляющего до 45 дней с момента наступления срока перечисления платы. Срок уплаты установлен не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, каковым признается календарный квартал (Приказ Ростехнадзора от 08.06.2006 N 557).
Или другой пример. Инспектором Росприроднадзора на основании распоряжения руководителя проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению природоохранного законодательства базой отдыха, принадлежащей организации. В ходе проверки было установлено, что с периода образования базы отдыха и до проверки плату за НВОС при размещении отходов потребления организация не вносила. Это было зафиксировано в акте проверки. По факту такого нарушения в отношении организации проверяющим был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ.

Расследование и вспомогательные процедуры

Схема выявления фактов невнесения в установленные сроки платы такова.
Собрав данные о перечислении платы, финансисты территориального отделения Росприроднадзора передают список законопослушных природопользователей (уложившихся в установленный срок платежа) уполномоченному должностному лицу этого отделения (федеральному государственному инспектору). Он в свою очередь проводит сверку списка и выделяет из него две группы природопользователей:
- подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
- подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
После того как сверка закончена, проанализированы поступившие данные, инспектор направляет информацию о нарушителях - региональных природопользователях в надзорный орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ для принятия надлежащих мер.
Что касается природопользователей, подлежащих федеральному государственному надзору, то в отношении тех, кто не попал в список финансистов (возможно, не внес плату в установленный срок), выносится определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в порядке, установленном ст. ст. 28.1 и 28.7 КоАП РФ.
Инспектор должен указать повод для возбуждения дела об административном правонарушении, внести в определение данные, указывающие на возможность наличия события административного правонарушения (отсутствие поступления платы). В определении указывается, что для выяснения всех обстоятельств правонарушения необходимо провести экспертизу или совершить иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат (истребовать документы, получить дополнительную информацию и т.п.). Копия определения в течение суток должна быть вручена под расписку либо выслана природопользователю заказным письмом по почте с уведомлением о вручении или нарочным с отметкой уполномоченного лица о получении документа.
В Приложениях к Рекомендациям приведены две блок-схемы:
- выявления фактов невнесения в установленные сроки платы за НВОС (Приложение 2);
- действий должностных лиц Росприроднадзора при выявлении указанных фактов (Приложение 3).
Расследование может продолжаться не более месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях по ходатайству должностного лица, в производстве у которого находится дело, срок расследования может быть продлен, но не более чем на один месяц. Срок продлевается на основании решения (в виде определения) руководителя территориального органа Росприроднадзора или его заместителя.
По окончании расследования инспектор должен составить протокол об административном правонарушении по ст. 8.41 КоАП РФ либо вынести постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
О времени и месте составления протокола природопользователя обязаны предупредить заблаговременно. Уведомление (извещение) (форма приведена в Приложении 6 к Рекомендациям) вручается под расписку либо высылается лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном производстве, или законному представителю лица по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или нарочным с отметкой уполномоченного лица о получении документа.
Любое нарушение установленных правил, затрагивающее права привлекаемого к административной ответственности лица, является поводом для отмены вынесенного постановления.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности