На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Новый закон об электронной подписи

26 Май 2011 13:25

В апреле текущего года (со дня опубликования в "Российской газете" - 08.04.2011) вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи). Необходимость этого документа обусловлена тем, что положения действующего Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон об ЭЦП) не соответствуют современным принципам регулирования электронных подписей, действующим в европейских государствах. (Напомним, о некоторых нормах Закона об ЭЦП мы упоминали в статье "Электронно-цифровая подпись - реальность, продиктованная временем".) Так, на сегодняшний день законодательство допускает использование только одного вида электронной подписи (основана на технологии асимметричных ключей подписи), что делает необходимой иерархическую систему удостоверяющих центров. Кроме того, в сферу регулирования Закона об ЭЦП не включены отношения, которые не являются гражданско-правовыми сделками, не допускается электронная подпись юридических лиц. Закон об ЭЦП не согласован с иными законодательными актами РФ, в том числе о лицензировании отдельных видов деятельности и техническом регулировании.

Закон об электронной подписи устраняет эти недостатки.

Не вдаваясь в подробности Закона об электронной подписи, сделаем акцент лишь на некоторых его моментах.

К сведению. Закон об ЭЦП утратит силу с 01.07.2012 (ст. 20 Закона об электронной подписи).

Итак, в первую очередь хочется отметить, что новый нормативный акт - это важный шаг к безбумажному ведению дел (согласитесь, бумажная волокита занимает немало времени). Теперь наряду с традиционной подписью на бумаге всем юридическим и физическим лицам разрешается оформлять электронные подписи, предназначенные для использования в электронных документах.

К сведению. Ожидается, что принимать электронную подпись будет портал госуслуг. Через него юридические лица смогут подавать налоговые декларации, документы в ПФР, Росстат и прочие ведомства. (Для этих целей, помимо "личного кабинета" для физических лиц, будет существовать аналогичная функция для юридических лиц.) Данная услуга будет платной, ее цена будет зависеть от стоимости цифрового носителя.
Механизм действия электронных подписей начинает внедряться в Москве с мая, а с середины лета - еще в 80 регионах страны.

Кстати, об электронной подписи - в Законе об электронной подписи (ст. 2) дается определение этого понятия, которым закреплен основной признак, присущий всем видам электронной подписи, - возможность использования подписи для идентификации подписавшего информацию в электронной форме физического или юридического лица. (Электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.)
При этом выделяются два вида электронной подписи (в зависимости от установленных Законом критериев) - простая (которая посредством использования кодов, паролей или иных средств подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом) и усиленная (ст. 5 Закона об электронной подписи). Последняя, в свою очередь, подразделяется на неквалифицированную и квалифицированную.
Неквалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа подписи; позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ; дает возможность обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания; создается с использованием средств электронной подписи.
Электронные документы, подписанные простой или неквалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными подписанным бумажным документам в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия (ч. 2 ст. 6 Закона об электронной подписи). Причем, если документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручно и заверенному печатью.
Теперь скажем несколько слов о квалифицированной электронной подписи - таковая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи. Кроме того, ключ ее проверки указан в квалифицированном сертификате, а для ее создания и проверки используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным в силу настоящего Федерального закона.
Информация, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, когда законодательством установлена необходимость составления документа исключительно на бумажном носителе (ст. 6 Закона об электронной подписи). Для бизнеса введение такой подписи (с расширенной сферой применения) - большой плюс. Согласно Закону она будет без ограничений приниматься во всех информационных системах, тогда как раньше подпись выдавалась для каждой из них.

К сведению. Электронный документ, подписанный электронной цифровой подписью до даты признания утратившим силу Закона об ЭЦП, признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с Законом об электронной подписи (ст. 19 Закона об электронной подписи).

Отвечать за выдачу электронных подписей будут удостоверяющие центры (ст. 13 Закона об электронной подписи), работу которых регулируют уполномоченные федеральные органы. Именно удостоверяющие центры будут выдавать ключи подписи, ключи проверки подписи, а также сертификаты ключей проверки.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона об электронной подписи сертификат ключа проверки электронной подписи должен содержать следующую информацию:
- даты начала и окончания срока его действия (заметьте, в Законе не уточняется, каким именно будет этот срок);
- фамилию, имя и отчество (если имеется) - для физических лиц, наименование и место нахождения - для юридических лиц или иную информацию, позволяющую идентифицировать владельца сертификата ключа проверки электронной подписи;
- ключ проверки электронной подписи;
- наименование используемого средства электронной подписи и (или) стандарты, требованиям которых соответствуют ключ электронной подписи и ключ проверки электронной подписи;
- наименование удостоверяющего центра, который выдал сертификат ключа проверки электронной подписи;
- иную информацию, предусмотренную ч. 2 ст. 17 Закона об электронной подписи (для квалифицированного сертификата).

К сведению. Сертификаты ключей подписей, выданные в соответствии с Законом об ЭЦП, признаются квалифицированными сертификатами в соответствии с Законом об электронной подписи (ст. 19 Закона об электронной подписи).

Кроме того, Закон об электронной подписи регулирует:
- проверку электронных подписей;
- оказание услуг удостоверяющих центров;
- аккредитацию удостоверяющих центров.
Остановимся чуть подробнее на требованиях к удостоверяющим центрам в целях их аккредитации: в числе таких требований - размер чистых активов удостоверяющего центра, наличие финансового обеспечения, использование средств электронной подписи и технических средств удостоверяющего центра, получивших подтверждение установленным требованиям, а также наличие в штате сотрудников, имеющих соответствующее образование и квалификацию. Удостоверяющий центр должен обеспечить соответствие этим требованиям в течение всего срока аккредитации (ст. ст. 15 и 16 Закона об электронной подписи).

К сведению. Правила аккредитации удостоверяющих центров устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий.

Законом об электронной подписи установлены права и обязанности участников отношений в области использования электронной подписи. В их число входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере электронной подписи, удостоверяющий центр (юридическое лицо, структурное подразделение юридического лица или индивидуальный предприниматель, ведущие деятельность по созданию и выдаче сертификатов ключа подписи) и владелец сертификата ключа подписи (физическое или юридическое лицо, которому выдан сертификат ключа подписи).
Определен перечень информации, подлежащей хранению в удостоверяющем центре. Это в том числе все данные, позволяющие при необходимости осуществлять оперативно-разыскную деятельность.
Стоит также сказать, что принятие Закона об электронной подписи повлекло внесение соответствующих изменений в отдельные законодательные акты РФ. В этой связи был принят Федеральный закон от 06.04.2011 N 65-ФЗ.
Указанным нормативным актом вносятся изменения в Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и иные законодательные акты.
В частности, установлено, что электронные документы, подписанные электронной подписью, рассматриваются в рамках регулируемых указанными Федеральными законами отношений наравне с документами на бумажном носителе, подписанными собственноручной подписью, с учетом правил о равнозначности электронных и бумажных документов, устанавливаемых Законом об электронной подписи. При этом сохраняются правила, установленные Кодексами применительно к факсимильному воспроизведению подписи на бумажном носителе с помощью средств механического или иного копирования.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности