На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Разъяснения ВАС РФ: ответственность за незаконный наем мигрантов

26 Май 2011 11:40

Комментарий к отдельным положениям Постановления Пленума ВАС РФ, касающимся ответственности за незаконное привлечение иностранцев к трудовой деятельности в РФ. Комментарий к пунктам 20, 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 24.03.2011) (далее - Постановление N 11))

Пленум ВАС РФ дал разъяснения по применению ст. 18.15 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за незаконный наем мигрантов. Они будут небезынтересны тем организациям и предпринимателям, у которых работают иностранцы.

Заключение трудового договора с мигрантом и фактический допуск его к работе - не одно и то же

Известно, что за привлечение к трудовой деятельности иностранца, когда:
(или) у него нет разрешения на работу в конкретной организации (Пункт 4 ст. 13, ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ); Постановление Президиума ВАС РФ от 19.05.2009 N 17066/08);
(или) у работодателя отсутствует разрешение на привлечение и использование "визовых" работников(Пункт 4, пп. 1 п. 4.5 ст. 13 Закона N 115-ФЗ), -
органы ФМС России за каждого мигранта могут оштрафовать (Части 1, 2 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1, ч. 1 ст. 23.67 КоАП РФ):
- руководителя компании - на 25 - 50 тыс. руб.;
- саму компанию или предпринимателя - на 250 - 800 тыс. руб.

Примечание
Подлинность
разрешения на работу можно проверить на сайте ФМС России, раздел "Проверка документов" -> Сервис "Проверки действительности разрешений на работу и патентов".

ВАС РФ указал, что, рассматривая дела по таким правонарушениям, суды должны иметь в виду: день заключения трудового договора с мигрантом и день, когда он приступает к своим трудовым обязанностям (то есть привлекается к работе), не всегда совпадают (Статья 61 ТК РФ). Поэтому само по себе заключение трудового договора с иностранным работником без соответствующего разрешения ответственности не влечет. Противоправным является фактический допуск конкретного иностранца к работе, если у него или организации-работодателя нет разрешения на это (Пункт 20 Постановления N 11; примечание 1 к ст. 18.15 КоАП РФ).

Примечание
Надо сказать, что арбитражные суды всегда рассуждали подобным образом (Постановление ФАС СКО от 04.05.2009 по делу N А53-19130/2008-С4-49).

Также ВАС РФ объяснил, что годовой срок давности привлечения к административной ответственности (Части 1, 2 ст. 4.5 КоАП РФ) за допуск мигранта к работе при отсутствии разрешения исчисляется (Пункт 20 Постановления N 11; ч. 1, 2 ст. 18.15 КоАП РФ):
(или) с момента обнаружения такого правонарушения;
(или) с последнего дня, когда правонарушение совершалось (то есть иностранец работал без разрешения), - если на момент обнаружения нарушения он уже не работает.

За нарушение срока уведомления о найме мигранта не оштрафуют

Как вы знаете, о заключении трудового или гражданско-правового договора с иностранцем (или о фактическом допуске его к работе, если письменный договор не заключался (Постановление Верховного Суда РФ от 12.08.2010 N 25-АД10-12)) нужно уведомить:
- в отношении безвизовых мигрантов - в течение 3 рабочих дней свой территориальный орган ФМС России и орган занятости населения по субъекту РФ (Пункт 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ; п. 2 Приложения N 6, Приложение N 5 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147);
- в отношении как визовых, так и безвизовых мигрантов - в течение 10 календарных дней свою налоговую инспекцию (Подпункт 4 п. 8 ст. 18 Закона N 115-ФЗ; Приложение к Письму ФНС России от 24.08.2007 N ГИ-6-04/676@).
При этом уведомление налогового органа о найме безвизовых мигрантов законом прямо не предусмотрено. К такому выводу пришел ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.02.2010 N 11773/09).
А вот у Верховного Суда РФ иная позиция. Он считает, что независимо от того, в каком порядке (визовом или безвизовом) иностранный работник прибыл в Россию, у компании-работодателя есть обязанность уведомлять ИФНС (Ответ на вопрос 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2009 года, утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009). Поэтому, чтобы не ввязываться в споры, лучше все-таки уведомить инспекцию о найме безвизового мигранта.
За неуведомление какого-либо из этих органов грозит серьезное наказание (Часть 3 ст. 18.15, примечание к ст. 18.1 КоАП РФ):
- для организаций и предпринимателей - штраф 400 - 800 тыс. руб.;
- для должностных лиц - штраф 35 - 50 тыс. руб.
Так вот, ВАС РФ особо обратил внимание судов на то, что ответственность установлена в принципе за неуведомление уполномоченных органов, а вовсе не за уведомление с нарушением срока (Пункт 21 Постановления N 11). Поэтому наказание по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ должно следовать лишь в тех случаях, когда на момент выявления нарушения организация или предприниматель не направили в соответствующий орган уведомление о найме иностранного работника. Если же уведомление пусть и со значительным опозданием, но все-таки было направлено "куда следует", то это нарушением не является.

Примечание
До настоящего момента многие суды считали, что подача необходимых "мигрантских" уведомлений с нарушением сроков влечет такую же ответственность, что и неуведомление вообще (Постановления ФАС ВСО от 13.01.2010 по делу N А33-10079/2009; ФАС ЗСО от 30.07.2009 N Ф04-4589/2009(11988-А75-6)). Однако некоторые расценивали это как малозначительное правонарушение (Постановления ФАС СКО от 26.08.2010 по делу N А53-6673/2010; ФАС ЦО от 03.07.2009 по делу N А62-898/2009).

* * *

За нарушения в "мигрантской" сфере установлены поистине драконовские штрафы. А появление рассмотренных нами разъяснений ВАС РФ поможет работодателям мигрантов хотя бы в некоторых случаях успешно оспорить в суде незаслуженное наказание.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности