На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Установка наружной вывески: какие сложности ждут ее владельца

14 Май 2011 22:54

Вывеска - это своего рода визитная карточка любого предприятия розничной торговли и сферы услуг, будь то магазин, парикмахерская, кафе или автосервис. Она информирует о том, что находится внутри, и тем самым привлекает внимание потенциальных клиентов. Согласитесь, что вход в заведение без яркой красивой вывески выглядит довольно уныло.
Именно поэтому на стадии открытия бизнеса его владельцы уделяют немало внимания оформлению и дизайну вывески. Благодаря огромному количеству фирм, занимающихся изготовлением вывесок, их внешний вид зависит лишь от вашей фантазии и кошелька. Это может быть и обычный световой короб, и объемные буквы, и внушительная крышная установка.
Однако заказать оригинальную вывеску, а также получить согласие на ее установку от собственников или арендаторов того здания, на котором она будет висеть (Часть 5 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее - Закон о рекламе); п. 3 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ), - это полдела. Поговорим, какие еще сложности подстерегают организации и предпринимателей, которые решили воплотить эту идею в жизнь.

Вывеска - это реклама или нет?

Почему вначале нужно ответить на этот вопрос? Потому что на установку наружной рекламной конструкции требуется разрешение, выдаваемое местными властями на определенный срок (Части 9, 17 ст. 19 Закона о рекламе). И по идее, если вывеска не является рекламной конструкцией, значит, и получать на нее разрешение не нужно.

Для справки
За выдачу разрешения на установку рекламной конструкции нужно уплатить госпошлину 3000 руб., которая идет в доход местного бюджета (Подпункт 105 п. 1 ст. 333.33 НК РФ; п. 2 ст. 61.1, п. 2 ст. 61.2 Бюджетного кодекса РФ).
В случае отказа местного органа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции уплаченная госпошлина не возвращается (Письмо Минфина России от 20.03.2009 N 03-05-04-03/06).

Но однозначно ответить на поставленный вопрос не так-то просто. А все из-за того, что в нашем законодательстве нет четкого определения, что такое вывеска.
Закон о рекламе говорит, что его действие не распространяется на информацию, раскрытие, распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным, а также на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера (Пункты 2, 5 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе).

Для справки
Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания, в частности, к товарам (работам, услугам), их производителям и продавцам, на формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке (Пункты 1 - 3 ст. 3 Закона о рекламе).

По Закону о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) обязан с помощью вывески довести до сведения потребителя свою организационно-правовую форму, фирменное наименование, адрес и режим работы (Пункт 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1; п. 2 ст. 1473 ГК РФ). Вся эта информация указывается на небольшой информационной табличке, размещаемой обычно справа или слева от входа в помещение либо прямо на двери. Как правило, никакого разрешения для ее установки местные власти не требуют (Пункт 2.4.2 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП; п. 3.4.1 Положения, принятого Решением Липецкого горсовета депутатов от 28.07.2009 N 1111; п. 1.2 Правил, утв. Решением Совета депутатов Гатчинского муниципального района ЛО от 30.11.2007 N 91; п. 2.5.2 Правил, утв. Постановлением Гордумы г. Н. Новгорода от 21.06.2006 N 46; п. 12.43 разд. Д Кодекса благоустройства, утв. Решением Тверской гордумы от 24.04.2001 N 56).
На вывеске, о которой мы ведем речь, то есть на конструкции, вывешиваемой обычно над входом в помещение, как правило, указывается:
(или) коммерческое обозначение, к примеру "Мир бильярда";
(или) профиль деятельности организации и вид реализуемых товаров (оказываемых услуг), например "Универсам "Седьмой континент", "Магазин цифровой техники "Ион", "Итальянская мебель", "Кафе "Атаман", "Крымские вина".
Федеральная антимонопольная служба, которая контролирует соблюдение законодательства о рекламе (Часть 1 ст. 33 Закона о рекламе; п. 1, пп. 5.3.1.1 п. 5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331), не так давно согласилась, что такие вывески, размещенные в месте ведения деятельности, под понятие рекламы не подпадают (Письмо ФАС России от 23.07.2009 N АЦ/24234).
ВАС РФ еще в прошлом веке разъяснил, что размещение уличной вывески (таблички) с наименованием организации как указателя ее местонахождения является общераспространенной практикой, соответствует сложившимся в России обычаям делового оборота и не может рассматриваться как реклама (Пункт 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37). Со ссылкой на эту позицию ВАС РФ арбитражные суды отказывались признавать рекламными самые различные вывески, в частности, выполненные в виде:
- внушительных крышных установок, например "Балтика" (товарный знак одноименной пивоваренной компании) (Постановление N Ф04-4507/2009(11813-А45-43)); логотип универсама "Седьмой континент" (Постановление N КГ-А40/4212-10); товарные знаки "Hyundai", "Mitsubishi Motors", "Peugeot", размещенные на зданиях автосалонов (Постановления N N Ф09-8948/10-С1, Ф09-8770/10-С1, Ф09-8680/10-С1); слова "Торговый центр" и табло в виде круга со словосочетанием "Торговый центр ПЛАНЕТА" (Постановление N Ф03-7191/2010);
- объемных букв, например "Универсам 24 часа" (Постановление N КГ-А40/4212-10); "Северный кредит" (название банка) (Постановление по делу N А13-8181/2009); "кинотеатр "Космос", "Кассы", "Кафе" (Постановление по делу N А46-18247/2009);
- настенных щитов и панно, к примеру "Почта России" (Постановление N 09АП-10389/2008-ГК); "Швейное предприятие ПАНИТИ. Paniti. 270-07-80. 270-58-71" (Постановление N Ф09-5147/10-С1); "АСКОМ агентство недвижимости" и "АСКОМ, вход со двора" (Постановление N Ф03-8108/2010); "Областной центр оценки 269-48-00, 247-92-20" (Постановление N Ф09-5547/10-С1); "Юридическая Компания РБК Русбизнесконсалт" и "Туризм Недвижимость РБК Русбизнесконсалт" (Постановление по делу N А46-2419/2010); "5 ПЯТЕРОЧКА. Универсам экономкласса" (Постановление по делу N А12-20100/2008).
Суды также подкрепляли свою позицию тем, что целью всех этих вывесок была не реклама, а информирование потребителей о месте нахождения фирмы, а также обозначение места входа. Эти вывески не способны сформировать у людей предпочтительный интерес приобрести товары (работы, услуги) именно в этом магазине, агентстве, банке и т.д. Кроме того, зачастую вывеска является средством индивидуализации предприятия, способом реализации права на коммерческое обозначение (Пункт 1 ст. 1538 ГК РФ).
Впрочем, бизнесменам от разъяснений ФАС и большого количества положительной судебной практики не легче, и вот почему.

Местные власти на любую вывеску требуют разрешение

Власти на местах, отвечающие за размещение наружной рекламы и информации, требуют получать разрешение или, по крайней мере, согласовывать с ними практически любую вывеску над заведением, независимо от того, рекламная она или нет. Обоснование этому вполне разумное: вывески не должны нарушать сложившийся архитектурный облик местности и должны соответствовать нормам технической безопасности.

Примечание
Нередко в местных актах вывеска называется информационной конструкцией, предназначенной для информирования о типе и профиле предприятия для ориентирования потребителей (Пункт 2.4.3 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП; п. 3.3 Требований, утв. Постановлением Правительства СПб от 25.07.2006 N 904; п. п. 2.5.1, 2.5.3 Правил, утв. Постановлением Гордумы г. Н. Новгорода от 21.06.2006 N 46).

Внимание! Помимо госпошлины за выдачу разрешения на установку рекламной конструкции, орган местного самоуправления не вправе взимать дополнительную плату за подготовку, оформление разрешения и совершение иных, связанных с этим, действий (Часть 12 ст. 19 Закона о рекламе).

И законопослушным бизнесменам приходится идти и получать разрешительную документацию на свою вывеску.
В каждом городском округе и муниципальном районе - свои требования к размещению рекламных и информационных конструкций, свои правила выдачи разрешений на их установку и свои органы, которые этим занимаются. Поэтому, как вы понимаете, мы не в силах рассказать, как это происходит в каждой конкретной местности. Везде свои особенности и нюансы. Где-то проще получить разрешение на вывеску, где-то сложнее.
В Нижнем Новгороде и Кургане, например, разрешение на вывеску вроде как вообще не нужно (Пункт 2.5.3 Правил, утв. Постановлением Гордумы г. Н. Новгорода от 21.06.2006 N 46; п. п. 1.6, 1.8 ст. 2 Правил, утв. Решением Курганской гордумы от 20.08.2008 N 213). В Новосибирске, Ставрополе и Мурманске оно тоже не нужно, если площадь вывески не превышает 2 кв. м (Подпункт 7 п. 3.1 Правил, утв. Решением Горсовета г. Новосибирска от 25.10.2006 N 372; примечание к разд. 2 Положения, утв. Постановлением администрации г. Мурманска от 05.12.2007 N 1656; п. п. 4.1, 4.2 Положения, утв. Решением Ставропольской гордумы от 10.07.2009 N 74). В Липецке разрешение не требуется, однако на вывеску придется получить технический паспорт (Пункт 3.4.4 Положения, принятого Решением Липецкого горсовета депутатов от 28.07.2009 N 1111). В Питере установить вывеску можно, только получив согласование в Комитете по градостроительству и архитектуре (Пункт 1.6 Правил, утв. Постановлением Правительства СПб от 10.10.1996 N 6; п. п. 4-1.1.1, 4-1.1.3, 4-1.1.4, 4-1.2.1 Правил, утв. Постановлением Правительства СПб от 14.09.2006 N 1135).
В большинстве случаев, чтобы получить разрешение на обычную вывеску, приходится немало побегать по кабинетам либо обращаться к услугам фирм-посредников, предлагающих свою "помощь" за вознаграждение. Но Москва, видимо, переплюнула всех по сложности процедуры получения разрешения! Без преувеличения можно сказать, что столичные предприниматели, желающие получить у московских властей разрешение, обречены пройти семь кругов бюрократического ада.
Этот процесс способен "съесть" едва ли не больше сил, нервов и времени, чем вся организация собственного дела. Перед тем как подать заявление на выдачу разрешения в службу "одного окна" Комитета рекламы, информации и оформления г. Москвы, необходимо собрать целую кипу экспертных и технических заключений из различных инстанций (Москомархитектура, Москомнаследие, административно-техническая инспекция, ГУП "Горинфор" и проч.) (Пункт 2.1 Регламента и Приложение 1 к нему, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП).
А эти инстанции в свою очередь нередко принимают к рассмотрению лишь документы, подготовленные своими "карманными" конторами, естественно, за отдельную плату. Кроме того, некоторые документы имеют ограниченный срок действия. Если пропустишь дату окончания действия документа, придется получать его заново...
Московские фирмы-посредники, как они сами про себя пишут, "имеющие налаженные связи с нужными инстанциями", готовы взять на себя все тяготы по получению рекламного разрешения за "скромное" вознаграждение в размере 40 - 50 тыс. руб. Но эта сумма зачастую просто неподъемна для какого-нибудь только что открывшегося маленького магазинчика, кафе, ремонта одежды... И не будем забывать, что через 5 лет, когда срок разрешения истечет (Пункт 3.8.2 Регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 21.11.2006 N 908-ПП; ч. 5, 17 ст. 19 Закона о рекламе), придется снова либо бегать по инстанциям, либо раскошеливаться.
В этих условиях неудивительно, что в Москве многие предприятия в сфере услуг устанавливают свои вывески безо всякого разрешения. При этом кто-то платит ежемесячную мзду нужному человеку в управе взамен на "закрытие глаз", а кто-то вообще никому ничего не платит, уповая на то, что в мегаполисе у властей просто до всех не дойдут руки. А что еще прикажете делать? Самим получить разрешение практически нереально, а обращаться к посредникам - дорого.

Требуемого разрешения на вывеску у вас нет: что за это грозит

Демонтаж

Обнаружив, что вы установили вывеску без разрешения, местные власти могут выписать вам предписание демонтировать ее в установленный срок (Часть 10 ст. 19 Закона о рекламе). Если вы не исполните это предписание, местный орган может:
(или) обратиться в суд с иском о принудительном демонтаже вами вывески (Часть 22 ст. 19 Закона о рекламе). И тут уже все зависит от решения суда. Если суд сочтет вывеску рекламной, вы должны будете оплатить из своего кармана расходы по ее демонтажу и уничтожению (См., например, Постановление N Ф09-5147/10-С1). Однако большое количество положительной судебной практики, приведенной выше, позволяет надеяться, что в иске местным властям будет отказано со ссылкой на то, что требования Закона о рекламе, предусматривающие необходимость оформления разрешения на размещенную конструкцию, не распространяются на информационные вывески;
(или) самостоятельно (без обращения в суд) принять решение о демонтаже якобы рекламной вывески. В этом случае действия местного органа или само решение тоже можно попытаться оспорить. Некоторые суды считают, что установленные рекламные конструкции можно принудительно демонтировать только в судебном порядке. Поэтому демонтаж, произведенный без соответствующего решения суда, не может быть признан законным (Постановления по делу N А66-4665/2007; по делу N А82-12996/2009-18, по делу N N А82-14890/2008-29; КГ-А40/1853-10; 16АП-881/10(1)). Но если "самовольная" вывеска размещена на здании, находящемся в муниципальной собственности, то действия местных властей по демонтажу, скорее всего, будут признаны правомерными (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N 8263/10).

Административный штраф

С апреля 2010 г. в КоАП введен (Пункт 34 ст. 1, ст. 3 Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) штраф за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения (Статья 14.37, примечание к ст. 2.4 КоАП РФ):
- для организаций - от 50 000 до 80 000 руб.;
- для их руководителей (предпринимателей) - от 3000 до 5000 руб.
Протокол об этом правонарушении имеют право составлять только сотрудники полиции (Пункт 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), которые могут посетить вас с подачи местных властей. Однако вопрос о наложении штрафа будет решаться в арбитражном суде (Часть 3 ст. 23.1 КоАП РФ). И суд вполне может решить, что поскольку вывеска - это не рекламная конструкция, то и ответственности за ее самовольную установку быть не может (Постановление по делу N А56-39038/2010).
Имейте в виду, что представители местных органов не вправе оштрафовать вас за самовольное размещение вывески на основании регионального КоАП или иного закона субъекта РФ. Потому что административная ответственность может быть предусмотрена региональным законом только в случае, если она не предусмотрена КоАП РФ (Пункт "к" ч. 1 ст. 72, ст. 76 Конституции РФ; Постановления N КА-А41/8837-10; по делу N А70-5894/2010).
Кстати, в некоторых регионах (например, в Москве и в Рязани) местные нормы об ответственности за установку объектов наружной рекламы и информации без оформления разрешения и проведения технической экспертизы уже признаны недействующими (Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2009 N 5-Г08-105; Решение Рязанского областного суда от 04.05.2010).

* * *

Ситуацию с размещением вывесок очень хорошо иллюстрирует поговорка "куда ни кинь - всюду клин". Доказывать свое право на размещение вывески без получения разрешения в любом случае придется в суде. А это означает - идти на открытый конфликт с местными властями. О том, что при желании они могут устроить предпринимателям "веселую" жизнь, рассказывать не надо. Поэтому каждый предприниматель в каждом конкретном регионе должен сам для себя решить, что ему выгоднее - получить разрешение и некоторое время спать спокойно или быть готовым к конфронтации и спорам.
Но все же хочется добавить в эту большую бочку дегтя маленькую ложку меда. Все расходы по изготовлению, монтажу и "легализации" вывески можно в полном объеме учесть в "прибыльных" расходах (Подпункты 28, 49 п. 1, п. 4 ст. 264, пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256 НК РФ).



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности