На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Ревизионная комиссия (ревизор), аудиторская проверка, публичная отчетность общества

02 Авг 2010 11:03

Комментарий к статьям 47, 48 и 49 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью": Ревизионная комиссия (ревизор) общества. Аудиторская проверка общества. Публичная отчетность общества

Статья 47. Ревизионная комиссия (ревизор) общества

Избрание ревизора является дополнительной формой внутреннего контроля участников общества за его финансово-хозяйственной деятельностью и деятельностью его органов управления.

Под проведением ревизии в контексте рассматриваемой статьи следует понимать комплексную проверку хозяйственно-финансовой деятельности ООО.

Пункт 1 комментируемой статьи:

- устанавливает порядок избрания ревизионной комиссии (ревизора) общества;

- предписывает необходимость внесения в устав ООО записи о количестве членов ревизионной комиссии.

ФЗ об ООО не относит к компетенции общего собрания участников решение вопроса о назначении самой ревизионной проверки.

Пункт 2 статьи определяет права ревизоров и порядок их взаимодействия с участниками и структурными органами ООО.

Пункт 3 статьи предусматривает необходимость обязательной ревизионной проверки годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества.

Пункт 4 статьи перечисляет состав документов ООО, которыми может быть урегулирована работа ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Так как ФЗ об ООО не предусмотрено иное, то расходы, связанные с деятельностью ревизионной комиссии, несет само общество.

Пункт 5 статьи определяет основания применения содержащихся в комментируемой статье правил и процедур.

Образование ревизионной комиссии (избрание ревизора) в силу прямого указания в п. 6 ст. 32 ФЗ об ООО обязательно для обществ, имеющих более 15 участников.

См. также коммент. к п. 6 ст. 32.

Невыполнение обществом, для которого законом не предусмотрено обязательное избрание ревизора, положений устава, касающихся деятельности этого органа, не может являться нарушением, за которое общество подлежит принудительной ликвидации.

Функции ревизионной комиссии (ревизора) общества, если это предусмотрено уставом общества, на основании п. 6 ст. 32 ФЗ об ООО может осуществлять утвержденный общим собранием участников общества аудитор.

Более подробно об этом см. ст. 48 и коммент. к ней.

Статья 48. Аудиторская проверка общества

Комментируемая статья развивает соответствующие нормативные положения, включенные законодателем в п. 4 ст. 91 ГК РФ, и регламентирует порядок проведения аудиторской проверки ООО.

Возможными целями аудиторской проверки в статье названы:

- проверка и подтверждение правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества;

- проверка состояния текущих дел общества.

Обязательность привлечения аудитора для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества комментируемая статья вводит для случаев, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Так, на основании ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" обязательный аудит проводится в том числе в случаях, если:

- организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования;

- объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн. руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. руб.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Аудитором, согласно ст. 4 указанного Федерального закона, является физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

В соответствии с требованием комментируемой статьи и иных норм ФЗ об ООО аудитор не должен быть связан имущественными интересами с обществом, его участниками и должностными лицами. Имущественные интересы в данном случае могут охватывать любые формы взаимоотношений, как договорных, так и вытекающих из участия в капитале друг друга.

Утверждение аудитора общества возможно уже на этапе учреждения общества, на основании решения учредителей ООО, принятого с соблюдением требований п. п. 2 и 4 ст. 11 ФЗ об ООО.

В повседневной деятельности общества привлечение аудитора и проведение аудиторской проверки возможно:

- по решению общего собрания участников общества;

- по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества (если такая возможность предусмотрена в уставе ООО);

- по требованию любого участника общества.

Нельзя согласиться с сохраняющимся до настоящего времени мнением некоторых судов, считающих, что в комментируемой статье предусмотрено только право участника предложить общему собранию участников общества выбранную им кандидатуру аудитора для проведения соответствующей проверки, тогда как окончательное решение вопроса о назначении аудиторской проверки вне зависимости от того, кем она инициирована, находится в исключительной компетенции общего собрания, и назначение аудиторской проверки по требованию участника общества - это право, а не обязанность общества. Не является правомерным и вывод судов, что ФЗ об ООО не предоставляют участнику общества требовать проведения аудиторской проверки в принудительном порядке, если решение собрания участников общества отказало в принятии такого решения.

Дело в том, что комментируемая статья предусматривает два различных случая назначения аудиторской проверки:

1) По инициативе и за счет общества;

2) По инициативе и за счет участника общества.

В первом случае, действительно, договор о проведении аудиторской проверки заключается от имени общества его исполнительным органом, а не участником общества, если иное не предусмотрено уставом общества.

При проведении же аудиторской проверки по инициативе участника общества, как указал в одном из своих Постановлений ВАС РФ, решение общего собрания участников общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется. Общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки.

Такое проведение аудиторской проверки является реализацией самостоятельного права участника общества на получение квалифицированной информации о состоянии дел общества для участия в управлении его делами, в том числе и путем использования полученной информации при участии в работе органов общества.

Общество не должно препятствовать проведению аудиторской проверки, поскольку в противном случае будет иметь место нарушение права участника общества на реализацию предоставленного законом права на проведение аудита за счет собственных средств. Данное право подлежит осуществлению и в случае, когда аудиторская проверка общества уже проведена другим аудитором, так как ФЗ об ООО не ставит возможность реализации такого права участника в зависимость от проведения аудиторской проверки, назначенной самим обществом. Законные права и интересы общества при этом не нарушаются, так как законодатель возложил расходы по проведению такой проверки на участника, а не на общество.

Поскольку объектом аудиторской проверки является бухгалтерская документация общества, с правом участника общества о проведении аудиторской проверки корреспондирует обязанность общества предоставить бухгалтерскую документацию выбранному им аудитору. Общество по требованию его участника обязано предоставить аудитору возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией, необходимой для проведения проверки, в порядке, установленном законодательством об аудиторской деятельности.

В любом случае аудитор обладает правом ознакомления с уставом ООО в порядке, предусмотренном п. 3. ст. 12 ФЗ об ООО. См. коммент. к указанной норме.

На аудитора в соответствии с п. 6 ст. 32 ФЗ об ООО могут быть возложены функции ревизионной комиссии (ревизора) общества.

О функциях ревизионной комиссии (ревизора) общества см. ст. 47 и коммент. к ней.

Статья 49. Публичная отчетность общества

Комментируемая статья определяет особенности публикации ООО отчетности о своей деятельности.

Пункт 1 комментируемой статьи увязывает обязанность публикации отчетности о деятельности ООО исключительно с соответствующими требованиями федерального законодательства. Нормативные акты иного уровня, а также внутренние документы ООО, в том числе его устав, не вправе вводить дополнительные основания для исполнения данной обязанности.

В настоящее время в тексте ФЗ об ООО обязанность публикации отчетности ООО предусмотрена в следующих случаях:

- на основании абз. 2 п. 4 ст. 6 публикуются сведения о приобретении ООО более 20% голосующих акций акционерного общества или более 20% уставного капитала другого общества с ограниченной ответственностью;

- на основании п. 4 ст. 20 публикуется сообщение о принятом решении об уменьшении уставного капитала ООО;

- на основании п. 2 ст. 49 в случае публичного размещения ООО облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг публикуются годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также иная информация о деятельности общества;

- на основании п. 5 ст. 51 публикуются сообщения о принятых решениях о реорганизации ООО.

См. также коммент. к указанным статьям.

Пункт 2 статьи определяет основания возникновения у ООО обязанности публикации отчетности о своей деятельности, а также конкретизирует состав отчетных документов, подлежащих публикации по данному основанию.

Помимо указанных в статье документов, на основании требования ст. 23 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" эмитент обязан опубликовать сообщение о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, при этом указав порядок доступа любых заинтересованных лиц к информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг:

- в случае открытой подписки на размещаемые ценные бумаги публикация производится в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 10 тысяч экземпляров;

- в случае закрытой подписки, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, - в печатном органе массовой информации, распространяемом тиражом не менее 1 тысячи экземпляров.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности