На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Регистрация торговой марки

12 Июл 2010 09:23

Если раньше многие предприниматели вели свою деятельность без определенного зарегистрированного названия, используя аббревиатуру "ИП" и свою фамилию (ИП Петров), то сегодня в условиях жесткой конкуренции успешное ведение бизнеса требует наличия фирменного официально зарегистрированного наименования.

Когда на каждом углу продаются почти идентичные товары и предлагаются похожие услуги, потребитель делает свой выбор, опираясь во многом на эмоциональные мотивы ("нравится"/"не нравится"). Безликий бизнес не имеет шансов на успешное развитие и привлечение необходимого количества клиентов, ведь за каждого из них идет нешуточная борьба. Даже если предприниматель выходит на рынок с действительно качественным товаром по выгодной цене, его предложение будет быстро вытеснено из головы потребителя конкурентами, опирающимися на фирменные торговые названия и графические изображения. Времена, когда на улице были только один магазин "Продукты", одна "Адвокатская контора", одна "Парикмахерская" давно прошли. Сегодня потребителю приятнее зайти в магазин "Колбасов" или салон красоты "Роковая женщина".

Товарный знак - обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или предпринимателей. Знак обслуживания служит для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг. Все правила Гражданского кодекса, касающиеся товарных знаков, применяются и к знакам обслуживания (ст. 1477 ГК РФ).

Торговые марки и знаки обслуживания могут быть следующих видов:

- словесные (слова, названия, слоганы);

- изобразительные (фигуры, орнаменты);

- комбинированные (слово и изображение) и другие специфические обозначения.

В качестве товарных знаков можно зарегистрировать не только графические изображения и слова, но и вкусовые, звуковые, видео, цветовые и другие комбинации. Закон не ограничивает список видов возможных знаков (ст. 1482 ГК РФ). Чаще всего сегодня используются в качестве товарных знаков словесные или графические изображения.

Законодательство о товарных знаках состоит из Гражданского кодекса (часть четвертая), отдельных статей Уголовного и Административного кодексов, а также нормативно-правовых актов Роспатента.

Таблица. Основные функции, которые выполняет торговая марка

N
п/п

Основные функции

1

Индивидуализирует и выделяет товар/услугу на рынке среди идентичных
предложений

2

Обозначает принадлежность бизнеса владельцу, защищает его
интеллектуальную собственность от посягательств недобросовестных
конкурентов

3

Является элементом имиджа бизнеса и необходимым элементом рекламы
и продвижения

4

Сообщает о предлагаемых выгодах

5

Стимулирует покупателя к покупке ("голосованию рублем")

6

Способствует запоминанию и узнаванию товара/услуги (а значит,
повторным покупкам)

7

Гарантирует качество

Рождение фирменного стиля

К выбору названия и графического воплощения марки стоит подойти серьезно, ведь как корабль назовешь, так он и поплывет. Название марки должно быть:

1. Уникальным и новым. Проанализируйте названия марок конкурентов на предмет повторения вашего, а также частоту использования данного названия компаниями других отраслей.

2. Отражающим выгоды и уникальные черты марки. Такое название само по себе будет являться рекламой товара/услуги. Наиболее удачный вариант - "говорящее" название. Например, для магазина самообслуживания подходит название "СамУниверсам", для ресторана, предлагающего разные виды отбивных - "Стейк-Хаус".

3. Кратким, легким для восприятия и запоминания (отрицательный пример - "Главмосстройтранс").

4. Предназначенным для целевой аудитории (жители определенного района, определенного возраста, социального положения, имеющие разовую или постоянную потребность в товаре/услуге в силу предпочтений, образа жизни или обстоятельств).

Среди рекламистов пользуется популярностью такой способ проверить уникальность названия: если оно легко подойдет к любой конкурирующей фирме, значит, никуда не годится.

Графическое воплощение фирменного знака должно быть также простым, гармоничным, оригинальным и легко запоминающимся.

Если есть финансовая возможность, предпринимателю лучше обратиться к профессионалам за помощью в создании фирменных обозначений и стиля, но, к сожалению, в большинстве случаев этот вопрос решается самим владельцем бизнеса, его друзьями и родственниками.

Порядок регистрации

Регистрация товарного знака (логотипа, названия, слогана и других элементов фирменного стиля) осуществляется в Государственном патентном ведомстве и его структурном подразделении - Федеральном институте промышленной собственности (ФИПС). Зарегистрированный знак вносится в государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания. Регистрация занимает около полугода и включает нескольких этапов.

Первый этап - проверка торгового знака на сходство. Регистрации подлежит только оригинальный торговый знак, несходный с уже существующими. Положительные результаты данной проверки сводят к минимуму возможность отказа в регистрации.

Второй этап - подача заявки на регистрацию. Следующим шагом является подача на регистрацию в ФИПС заявки, которая должна содержать: заявление о регистрации с указанием заявителя, изображение знака и его описание, а также перечень товаров и услуг, в отношении которых регистрируется знак.

Третий этап - ведение делопроизводства. ФИПС проводит экспертизу, на первом этапе - формальную (на соответствие документов требованиям), по результатам которой заявителю направляется уведомление о принятии заявки к рассмотрению.

Затем проводится экспертиза самого фирменного обозначения и принимается решение о регистрации или об отказе. При выявлении в ходе экспертизы сходных товарных знаков заявителю направляются уточняющие вопросы.

Российским законодательством установлены абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации товарного знака. В соответствии с абсолютными основаниями не могут быть зарегистрированы: отдельные буквы, цифры или геометрические фигуры, государственные гербы, флаги, эмблемы, общепринятые символы или термины, обозначения, вводящие в заблуждение, антиморальные, производные от фамилий, псевдонимов известных лиц без их согласия и др. К относительным основаниям относятся обозначения, уже зарегистрированные или заявленные на регистрацию.

Если в регистрации знака или названия отказано, можно проанализировать причины отказа с помощью патентного поверенного и оспорить отрицательные результаты в Палате по патентным спорам (входит в состав Роспатента).

Четвертый этап - получение свидетельства о регистрации. Получив положительные результаты экспертизы, заявитель уплачивает государственную пошлину, торговый знак регистрируется в Государственном реестре и сведения о нем публикуются в бюллетене Роспатента. Через месяц предприниматель получает свидетельство о регистрации, которое действует 10 лет и может быть продлено путем подачи заявления в Роспатент.

Зарегистрированный товарный знак подлежит использованию на территории Российской Федерации. Если предприниматель хочет работать и в других странах, то товарный знак необходимо регистрировать по международной процедуре.

Недобросовестная конкуренция

Сегодня все более частыми становятся случаи недобросовестной конкуренции. Поэтому государственная регистрация элементов фирменного стиля становится основой защиты от копирования марки. Владелец зарегистрированного товарного знака имеет исключительное право пользоваться им, предоставлять в пользование другим лицам на договорной основе или продавать.

Если вы столкнулись с использованием вашей зарегистрированной торговой марки, обращайтесь в Федеральную антимонопольную службу. Правда, торговая марка или название компании защищены только в пределах той категории, в которой зарегистрированы, то есть использование вашей марки в другой отрасли не может считаться нарушением. Кстати, домен в Интернете также подлежит официальной регистрации и экспертизе на уникальность. Если доменное имя совпадет с названием какой-либо торговой марки, ее владелец сможет попробовать через суд получить право на использование вашего сайта.

Если предприниматель принимает решение работать с незарегистрированным торговым знаком, это может грозить двумя неприятностями.

Во-первых, он может стать жертвой недобросовестной конкуренции (если бизнес пойдет хорошо, конкуренты смогут безнаказанно скопировать торговый знак и пожинать плоды проведенной работы по продвижению марки). Во-вторых, он может случайно использовать зарегистрированную торговую марку другой компании (которая, узнав об этом, сможет подать в антимонопольную службу и потребовать возмещения убытков). Нарушение исключительных прав владельца знака влечет гражданскую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовые и моральные затраты на решение проблем могут значительно превысить расходы на регистрацию. Если вы открываете бизнес не на один-два года, торговая марка станет для вас подспорьем успешной работы на долгие годы.

Вместо регистрации собственного торгового знака, вы можете приобрести знак, выставленный на продажу, получив согласие владельца знака на его приобретение, составив пакет документов для регистрации уступки прав и подав его в Патентное ведомство.

Стоимость регистрации торговой марки

Чтобы зарегистрировать торговую марку, необходимо обратиться за помощью к патентному поверенному. Рынок предлагает сегодня разнообразные тарифы на процедуру регистрации: от самых дешевых (до 10 тыс. руб.), когда вы самостоятельно подаете документы и несете полную ответственность за правильность их оформления, и до включающих полный комплекс работ и несение ответственности профессиональными юристами (до 100 тыс. руб.).

Стоимость регистрации торговой марки складывается из государственных пошлин, подлежащих уплате в Патентное ведомство, и оплаты услуг специалистов по проверке обозначения и составлению документов.

Рассмотрим стоимость отдельных услуг стандартного пакета по регистрации торговой марки (например, изобразительного знака по одному классу МКТУ) патентным поверенным в течение одного месяца.

Поиск сходных торговых марок среди зарегистрированных - до 1500 руб.

Оформление документов и заказ в ФИПС поиска тождественных и сходных до степени смешения товарных знаков (зарегистрированных и по которым поданы заявки на регистрацию) - около 4000 руб.

Пошлина патентного ведомства - 3000 руб.

Регистрация товарного знака - около 10 000 руб.

Пошлины патентного ведомства:

за подачу заявки на регистрацию товарного знака и формальную экспертизу - 2000 руб.;

за проведение экспертизы по существу и принятие решения - 8500 руб. + 1500 руб.;

за выдачу свидетельства на товарный знак - 12 000 руб.

Общая стоимость - 42 500 руб.

Продвижение и реклама

Создать и зарегистрировать торговую марку - не значит создать на нее спрос потребителя. Чтобы марка приносила прибыль, ее нужно продвигать и рекламировать целевому потребителю.

Цели продвижения:

- информирование потребителей о появлении марки и ее выгодах;

- привлечение внимания к ней;

- стимулирование пробной покупки товара/услуги;

- создание постоянного спроса и круга постоянных потребителей.

Вторая и третья цели достигаются в основном за счет проведения акций стимулирования сбыта - предложения потребителям скидок, подарков, бонусов и т.д.

Использовать товарный знак можно при оформлении рекламных материалов и сувенирной продукции, на вывесках, ценниках, упаковке, в некоторой документации, в названии и дизайне сайта.

Торговая марка может стать дорогостоящим нематериальным активом. Если предприниматель решит прекратить деятельность, он может продать свой торговый знак. Стоимость при продаже определяется специалистами или по взаимной договоренности сторон.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности