На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Принудительное исполнение иностранных арбитражных решений

29 Июн 2010 09:27

Одним из актуальнейших вопросов международного коммерческого арбитража является вопрос о признании и приведении в исполнение арбитражного решения, вынесенного на территории иностранного государства. От этого очень зависит эффективность всего арбитражного разбирательства. В международном праве признание и исполнение иностранного арбитражного решения возможно по двум основаниям, а именно в силу прямого указания внутригосударственного права и в силу международного договора. В настоящее время в России имеют место оба основания, так как применяются нормы Закона "О международном коммерческом арбитраже" 1993 г., а также нормы Европейской конвенции 1961 г. "О внешнеторговом арбитраже" и Нью-Йоркской конвенции 1958 г. "О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений".

Основы международного режима признания и исполнения иностранных арбитражных решений были заложены Нью-Йоркской конвенцией 1958 г., которая носит универсальный характер и включает в состав ее участников свыше 120 государств. Следует отметить, что российский Закон "О международном коммерческом арбитраже" 1993 г. практически полностью воспроизводит в разд. VII соответствующие нормы Нью-Йоркской конвенции 1958 г. Конвенция распространяется на любое иностранное арбитражное решение независимо от того, вынесено оно на территории государства - участника Конвенции или нет. Однако такой широкий подход ограничен возможностью для любого государства-участника сделать оговорку о применении Конвенции только к тем арбитражным решениям, которые вынесены на территории другого государства-участника, используя принцип взаимности. Практическое значение таких оговорок постепенно утрачивает смысл, так как число государств - участников Конвенции постоянно увеличивается. Конвенция применяется ко всем арбитражным решениям, будь то решения институционного или изолированного арбитража.

Конвенция не применяется к арбитражным решениям, вынесенным в том же государстве, где испрашивается их признание и исполнение. Конвенция не применяется и к процедуре оспаривания решения, которая входит в компетенцию суда того государства, на территории которого оно было вынесено.

В литературе в связи с этим приведен гипотетический случай применения Конвенции только исходя из критерия, указанного в п. 1 ст. I Конвенции, не дозволяющего исполнение решений, которые считаются внутренними в той стране, где испрашивается их исполнение. "Если предположить, что решение по спору между двумя российскими фирмами вынесено арбитражем на территории России, а в соответствии с контрактом между этими фирмами исполнение обязательств должно состояться за рубежом, тогда такое арбитражное решение не может считаться внутренним, и к его исполнению применяется Конвенция".

Процедура признания и исполнения иностранного арбитражного решения заключается в следующем. Сторона, ходатайствующая о признании решения и приведении его в исполнение, при подаче ходатайства в компетентные органы соответствующего государства представляет должным образом заверенное подлинное арбитражное решение или должным образом заверенную копию такового, а также подлинное арбитражное соглашение или должным образом заверенную копию такового.

"Если арбитражное решение или соглашение изложено не на официальном языке той страны, где испрашивается признание и приведение в исполнение этого решения, сторона, которая просит о признании и приведении в исполнение этого решения, представляет перевод этих документов на такой язык. Перевод заверяется официальным или присяжным переводчиком либо дипломатическим или консульским учреждением".

"Каждое государство - участник Конвенции признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений. К признанию и приведению в исполнение арбитражных решений, к которым применяется настоящая Конвенция, не должны применяться существенно более обременительные условия или более высокие пошлины или сборы, чем те, которые существуют для признания и приведения в исполнение внутренних решений".

Конвенция устанавливает жестко ограниченный перечень оснований для отказа в признании и исполнении иностранных арбитражных решений. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В перечень входят 5 оснований для отказа в признании и исполнении решения, на которые может ссылаться сторона, проигравшая арбитражное разбирательство, и 2 основания для отказа по инициативе компетентных органов того государства, где испрашивается признание и исполнение, в силу соображений публичного порядка. В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть отказано по просьбе той стороны, против которой оно направлено, только если эта сторона представит компетентным органам по месту, где испрашивается признание и приведение в исполнение, доказательства того, что:

"а) стороны в арбитражном соглашении были по применимому к ним закону в какой-либо мере недееспособны или это соглашение недействительно по закону, которому стороны это соглашение подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону страны, где решение было вынесено;

б) сторона, против которой вынесено решение, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения;

в) указанное решение вынесено по спору, непредусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения, или содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то та часть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, может быть признана и приведена в исполнение;

г) состав арбитражного органа или арбитражный процесс не соответствовали соглашению сторон или, при отсутствии такового, не соответствовали закону той страны, где имел место арбитраж;

д) решение еще не стало окончательным для сторон или было отменено или приостановлено исполнением компетентным органом страны, где оно было вынесено, или страны, закон которой применяется".

В признании и приведении в исполнение арбитражного решения может быть также отказано, если компетентный орган страны, в которой испрашивается признание и приведение в исполнение, найдет, что:

"а) объект спора не может быть предметом арбитражного разбирательства по законам этой страны или

б) признание и приведение в исполнение этого решения противоречит публичному порядку этой страны".

Европейская конвенция 1961 г. ограничивает применение п. 1 ст. 5 Нью-Йоркской конвенции 1958 г. случаями, четко оговоренными в п. 1 ст. 9. Это означает, что отмена арбитражного решения "в стране, где оно вынесено, служит основанием для отказа в его признании и приведении в исполнение на территории государств - участников Европейской конвенции 1961 г., если такая отмена произведена по следующим основаниям:

"а) стороны в арбитражном соглашении были по применимому к ним закону в какой-либо мере недееспособны или это соглашение было недействительно по закону, которому стороны его подчинили, а при отсутствии такого указания - по закону страны, где решение было вынесено;

б) сторона, требующая отмены решения, не была должным образом уведомлена о назначении арбитра или об арбитражном разбирательстве или по другим причинам не могла представить свои объяснения;

в) указанное решение было вынесено по спору, не предусмотренному или не подпадающему под условия арбитражного соглашения, или содержит постановления но вопросам, выходящим за пределы арбитражного соглашения, с тем, однако, что если постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, то та часть арбитражного решения, которая содержит постановления по вопросам, охватываемым арбитражным соглашением, может быть не отменена;

г) состав арбитражной коллегии или арбитражная процедура не соответствовали соглашению сторон".

Согласно российскому законодательству вопрос о принудительном исполнении иностранного арбитражного решения рассматривается по ходатайству взыскателя судами субъектов РФ по месту жительства (нахождения) должника. Рассмотрев представленные документы и заслушав объяснения сторон, суд выносит определение о разрешении принудительного исполнения иностранного арбитражного решения. На основании решения иностранного арбитража и вступившего в законную силу определения российского суда выдается исполнительный лист, который направляется в суд по месту исполнения арбитражного решения. Действия по принудительному исполнению решения производятся судебным исполнителем на основании законодательства РФ. Решения иностранных арбитражей, не подлежащие принудительному исполнению, признаются без какого-либо дальнейшего производства, если со стороны заинтересованного лица не поступят возражения против этого.

В заключение следует упомянуть о таком основании для отказа в признании и исполнении решения, как противоречие решения третейского суда публичному порядку. Поясним, что определение публичного порядка Российской Федерации в широком смысле дано в ст. 1193 ГК РФ в виде "основ правопорядка Российской Федерации". Основы правопорядка Российской Федерации включают в себя основополагающие принципы российского права, основы общественной морали, а также главные традиции российского общества. Но в настоящее время определение публичного порядка носит нормативно-неопределенный характер, в большинстве государств его применение и, следовательно, определение его объема и содержания предоставлено судам. В нашей стране критерии применения оговорки о публичном порядке к предпринимательским отношениям пока только формируются.

Заканчивая исследование процедуры исполнения третейских решений, следует сказать, что в случае неисполнения третейского решения добровольно имеются закрепленные в законодательстве возможности исполнить их принудительно. Эта возможность имеет большое значение для осуществления третейскими судами защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Третейские суды не являются государственными организациями, но, несмотря на это, их решения могут быть исполнены принудительно. В противном случае третейские решения были бы просто декларацией, и недобросовестная сторона разбирательства могла бы беспрепятственно игнорировать их исполнение.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности