На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Банковская карточка с образцами подписей и оттиска печати

16 Июн 2010 08:45

Трансформация формата банковской карточки

Применяемый кредитными организациями формат банковской карточки с образцами подписей и оттиска печати за время своего существования неоднократно менялся.

Впервые карточка была централизованно утверждена Инструкцией Госбанка СССР от 30.10.1986 N 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" (далее - Инструкция Госбанка СССР N 28) и предусматривалась к применению лишь для предприятий, объединений, организаций и учреждений, а также их нехозрасчетных подразделений, которым открывались счета. Таким образом, на физических лиц (за исключением случаев, которые будут рассмотрены ниже) требования по оформлению карточки не распространялись. На практике банкам (учреждениям Госбанка) это было удобно, так как они сами могли выработать и использовать свою форму банковской карточки для физических лиц и включать туда всю необходимую им информацию.

В отношении юридических лиц право первой подписи принадлежало руководителю и уполномоченным руководителем должностным лицам клиента.

Вторая подпись принадлежала главному бухгалтеру (или старшему бухгалтеру организации, учреждения и объединения, где должность главного бухгалтера не предусматривалась). Но при этом иных лиц правом второй подписи наделял уже не руководитель, а непосредственно главный бухгалтер.

В случае если в штате клиента (предприятия, организации, объединения или учреждения) не предусматривалось должности главного бухгалтера, право второй подписи предоставлялось бухгалтеру, счетоводу или другому счетному работнику. При отсутствии в штате должностей счетных работников руководитель предоставлял право второй подписи другому должностному лицу, на которое было возложено ведение бухгалтерского учета и составление отчетности. В этом случае в карточке делалась отметка о том, что в штате отсутствует счетный работник.

Таким образом, Инструкцией Госбанка СССР N 28 предусматривалось обязательное включение в банковскую карточку двух подписей - первой и второй, равно как и оттиска печати. Содержалась также отдельная норма о недопустимости применения печатей, предусмотренных для специальных целей, как, например, "Для пакетов" или "Для пропусков".

Предусматривались особенности заверения банковской карточки для некоторых категорий лиц. Так, например, представляемая религиозной организацией банковская карточка подлежала заверению печатью религиозного центра либо духовного управления и в дальнейшем заверении не нуждалась.

К сожалению, подобного рода уточнения с течением времени были совершенно необоснованно утрачены.

Примечание. В процессе изменения формата банковской карточки и требований к ее оформлению оказались утраченными многие положительные аспекты.

Инструкцию Госбанка СССР N 28 дополнило Положение Банка России от 05.12.2002 N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" в части открытия счетов, а порядок оформления карточки данное Положение не регулировало. Поэтому появился отдельный нормативный акт - 21 июня 2003 г. Банком России было утверждено Указание N 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" (далее - Указание Банка России N 1297-У).

Данным нормативным актом Банк России установил единую форму карточки с образцами подписей и оттиска печати для юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Обновленный режим банковской карточки содержал немало позитивных новелл, в частности:

- допускал подтверждение подписей физических лиц;

- унифицировал стиль оформления: отныне карточки могли быть заполнены с применением пишущих или электронно-вычислительных машин шрифтом черного цвета либо ручками с пастой (чернилами) черного, синего или фиолетового цвета;

- предусматривал порядок заполнения различных полей карточки;

- либерализовал доступ к банковскому счету: у клиентов - юридических лиц появилось право включать в карточку образцы подписей (первой или второй) не только сотрудников юридических лиц, но и иных лиц на основании соответствующей доверенности, в отличие от Инструкции Госбанка СССР N 28;

- допустил возможность оформления карточки без нотариального свидетельствования, путем заверения подлинности подписей представителей клиента уполномоченным сотрудником кредитной организации. Это обстоятельство существенно упростило порядок оформления карточки и избавило клиентов от необоснованных трат времени и средств. С тех пор заверение банковской карточки уполномоченным сотрудником банка является наиболее популярным способом у клиентов.

Как и раньше, правом первой подписи обладал руководитель предприятия (учреждения, организации), правом второй подписи - его главный бухгалтер (бухгалтер). Основной особенностью данного формата карточки было обязательное наличие подписей руководителя юридического лица и главного бухгалтера. Помимо их правом первой и второй подписи наделялись и иные лица, но данные подписи должны были присутствовать обязательно. Кроме того, руководитель организации расписывался в карточке дважды - в поле первой подписи и в поле "Подпись клиента", подтверждая тем самым правомочность всех вышеуказанных лиц.

Некоторые положения Инструкции Госбанка СССР N 28 трансформировались без изменений не только в более позднее Указание Банка России N 1297-У, но и в ныне действующий формат банковской карточки. К таковым следует отнести, например, обязательное заполнение поля для второй подписи даже в условиях, когда бухгалтер в штате организации не предусмотрен.

С юридической точки зрения это совершенно правильно, так как главный бухгалтер (бухгалтер) наделен правом второй подписи в силу ст. 7 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете). Без его подписи денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Именно поэтому на главного бухгалтера при открытии счета требуется запрашивать только надлежащим образом заверенную копию приказа о его назначении на данную должность, дополнительных приказов о наделении правом второй подписи не требуется.

Если же в штате организации должность главного бухгалтера (бухгалтера) отсутствует, единоличный исполнительный орган принимает обязанности по ведению бухгалтерского учета в организации на себя, о чем издает соответствующий приказ. Если подпись единоличного исполнительного органа уже присутствует в карточке как первая подпись, вторично расписываться за главного бухгалтера ему не нужно. Достаточным будет указание в соответствующем поле на то, что должность бухгалтера (счетного работника) в штате организации не предусмотрена. Этот порядок следует из требований ст. ст. 6 и 8 Закона о бухгалтерском учете, согласно которым:

- организация обязана вести бухгалтерский учет непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации (ликвидации) в установленном законом порядке;

- ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, а также соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут именно руководители организаций;

- руководитель организации в зависимости от объема учетной работы вправе вести бухгалтерский учет лично.

Другое дело, что отдельные клиенты (юридические лица) не желают наделения правом второй подписи бухгалтерского работника в силу ряда причин (неудобство в оформлении, затягивание процесса подписания документов, конфликтные ситуации и пр.). Нередко в банк представляются на открытие счета карточки, содержащие указание на отсутствие в организации главного бухгалтера. При сличении данной карточки с иными документами, представляемыми этим же клиентом (бухгалтерская отчетность, подписанные главным бухгалтером договоры и иные документы), нередко усматривается, что такой сотрудник в организации все же присутствует.

Очевидно, что тем самым организация нарушает требования Закона о бухгалтерском учете. Для защиты интересов банка в рассматриваемой ситуации всегда нужно запрашивать у клиента копию приказа о возложении обязанностей по ведению бухгалтерского учета в организации на себя, а в банковской карточке - подтверждение факта отсутствия в штате должности главного бухгалтера.

Кредитная организация, являясь хозяйствующим субъектом в силу ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", не обладает полномочиями правоохранительного органа. Она не имеет прав и полномочий осуществлять проверку легитимности деятельности клиента и ограничена лишь правом запроса определенных документов. Таким образом, всю ответственность за предоставление не соответствующих действительности сведений организация принимает на себя.

Оценка изменений формата банковской карточки, установленных Инструкцией Банка России N 28-И

Установленная Инструкцией Банка России от 14.09.2006 N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" (далее - Инструкция Банка России N 28-И) форма карточки с образцами подписей и оттиска печати упростилась еще больше, а режим ее применения стал более гибким.

Примечание. Действующая Инструкция Банка России N 28-И существенно либерализовала формат банковской карточки и требования по ее оформлению.

К числу основных ее изменений относятся следующие.

1. В формате карточки отсутствует специальное поле для обозначения должностей лиц, уполномоченных распоряжаться денежными средствами на банковском счете клиента.

2. Исключено требование об обязательном присутствии в банковской карточке подписей руководителя и главного бухгалтера организации, в случае если этими правами наделены иные лица.

Эти изменения в целом соответствуют мировой практике разделения экономического блока в управлении организации, который, как правило, курирует заместитель руководителя (например, финансовый директор), и бухгалтерского блока, возглавляемого главным бухгалтером, который непосредственно занимается бухгалтерским учетом и не управляет счетом. Удобны они и для клиента, так как предоставляют ему возможность в случае назначения уполномоченного лица, наделенного правом подписи, на другую должность и оставления за ним права соответствующей (первой или второй) подписи не переоформлять банковскую карточку, а следовательно - экономить время и средства.

С другой стороны, для банка такое требование автоматически влечет за собой необходимость сбора и анализа дополнительных документов в целях идентификации лиц, уполномоченных распоряжаться средствами на банковском счете клиента.

Поскольку только единоличный исполнительный орган юридического лица (руководитель) действует от имени компании без доверенности, все иные лица, наделенные правом распоряжения денежными средствами по счету (первая подпись), осуществляют свою деятельность на основании доверенности, подписанной руководителем (нотариальная форма в данном случае не требуется).

Примечание. Доверенность должна соответствовать требованиям, установленным для ее оформления ст. 185 ГК РФ.

Представленная уполномоченным на распоряжение средствами по счету лицом доверенность должна быть легитимна, в том числе - выдана уполномоченным лицом. Соответственно, сотруднику банка необходимо удостовериться в полномочиях единоличного исполнительного органа и проверить правильность его подписи на доверенности. Это можно сделать на основании юридической экспертизы паспорта (содержащего подпись данного лица) либо представления клиентом банковской карточки, заверенной нотариально или уполномоченным сотрудником другого банка, в котором у клиента открыт счет.

3. Банку предоставлено право не оформлять банковскую карточку при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) физическому лицу, если:

- договором предусмотрено, что перечисление денежных средств со счета осуществляется исключительно на основании заявления клиента - физического лица, а расчетные документы, необходимые для проведения указанной банковской операции, составляются и подписываются банком;

- договором предусмотрено, что распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, осуществляется исключительно с использованием аналога собственноручной подписи;

- открытие физическому лицу текущего счета производится для осуществления расчетов исключительно с использованием платежных карт.

Несмотря на отсутствие необходимости оформления банковской карточки для физического лица, сотрудник банка обязан запрашивать у клиента - физического лица паспорт для его идентификации в соответствии с требованиями пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), а также Приложения 1 к Положению Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение Банка России N 262-П).

Правовые проблемы применения карточки с образцами подписей и оттиска печати

Несмотря на все положительные нововведения, поступательно вводимые в гражданский оборот с каждым новым нормативным актом Банка России, установленный порядок оформления и заверения карточки с образцами подписей и оттиска печати содержит ряд пробелов и недочетов, в силу которых в банковской практике возникают многочисленные проблемы.

Представляется необходимым выделить три основные проблемы, связанные с недостаточным правовым закреплением режима банковской карточки.

1. Пунктом 7.12 Инструкции Банка России N 28-И предусмотрена обязанность банка принимать карточку, в которой подлинность подписей всех лиц, наделенных правом первой и второй подписи, засвидетельствована одним нотариусом, что фактически является ограничением по оформлению карточек и затрудняет их оформление в случае, если подписавшие их лица находятся, например, в разных городах или даже странах. Учитывая, что ранее практика банков в РФ допускала возможность представления клиентами карточки, в которой образцы подписей граждан РФ и иностранных граждан были заверены нотариусами разных стран, введенное правило представляется крайне нецелесообразным.

2. Отсутствие правовой регламентации счетов доверительного управления затрудняет не только порядок открытия банковского счета (поскольку перечень подлежащих запросу документов неясен), но и ведение данного счета. В ряде случаев счета доверительного управления имеют особенности в обслуживании, которые неизвестны сотрудникам банка, так как регламентированы не банковским законодательством, а иным (например, законодательством о рынке ценных бумаг). Яркий пример тому - счета паевых инвестиционных фондов. Такой счет невозможно открыть самому фонду, поскольку ПИФ - это не субъект права, а обособленный имущественный комплекс, состоящий:

- из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления;

- имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах").

Именно поэтому счета для ПИФов открываются на управляющую организацию и предусматривают пометку "Д.У." (доверительное управление). В банковской карточке в поле "Наименование клиента" недостаточно указать наименование ПИФа - в обязательном порядке необходимо ставить аббревиатуру "Д.У.". Иногда полномочиями по контролю за операциями по счету обладает специальный депозитарий. Для реализации своих функций он указывается в карточке как лицо, обладающее второй (чаще всего) подписью. Но при этом проставить печать специального депозитария (далее - С.Д.) на карточке невозможно, так как ставится печать управляющей организации. Возникают сложности и с установкой программного обеспечения, поскольку С.Д., как правило, территориально удален от клиента.

Во избежание многих проблем, связанных с ведением подобного рода счетов, рекомендуется запрашивать полный комплект документации на управляющую компанию, выяснять при открытии счета его назначение и источник происхождения находящихся на нем средств, наличие/отсутствие специального режима использования (например, допустимо ли списание с находящихся на счете средств комиссий банка и т.д.) и полномочия специального депозитария (если таковые предусмотрены законодательством для счета данного вида).

Тесным образом перекликается с вышеуказанным аспектом проблема открытия счетов юридическим лицам, в которых полномочия единоличного исполнительного органа переданы управляющей организации. Комплектность документации, представляемой для открытия счета, в рассматриваемом случае законодательством не регулируется, а устанавливается внутренними банковскими документами.

В нынешних условиях порядок оформления банковской карточки упростился. Если раньше в рассматриваемых случаях необходимо было указывать должность лица и наименование управляющей организации, то в настоящее время можно ограничиться указанием фамилии, имени, отчества руководителя управляющей организации (или иного лица, уполномоченного от ее имени распоряжаться средствами на счете клиента). Но при этом банк должен удостовериться в легитимности действия данного лица - соответственно, необходимо запросить документы, подтверждающие его право- и дееспособность.

3. Наиболее сложным в правоприменении вопросом остается заполнение поля "Место нахождения (место жительства)" владельца счета.

Согласно п. 1.2 Приложения 2 к Инструкции Банка России N 28-И в поле "Место нахождения (место жительства)":

- клиент - юридическое лицо указывает адрес, по которому фактически находится постоянно действующий исполнительный орган, руководитель филиала, представительства;

- клиент - физическое лицо (индивидуальный предприниматель) указывает адрес фактического места жительства (пребывания);

- клиент - физическое лицо, занимающееся в установленном законодательством порядке частной практикой, указывает место осуществления своей деятельности либо адрес фактического места жительства (пребывания).

В указанной части Инструкция Банка России N 28-И вступает в противоречие с требованиями ст. 54 ГК РФ, которая определяет место нахождения юридического лица (далее - юридический адрес) местом его государственной регистрации.

В свою очередь, государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Помимо противоречия с ГК РФ, данное требование приводит к противоречивости в представляемых клиентом документах, так как в учредительных документах указывается именно юридический адрес клиента (ст. 54 ГК РФ). Он же отражается во всех внутренних документах юридического лица (протоколах, выписках из реестров акционеров и др.) и в Едином государственном реестре юридических лиц.

Кроме того, в силу Федерального закона N 115-ФЗ и Положения Банка России N 262-П банк, идентифицируя клиента, должен установить:

- наименование, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ);

- адрес местонахождения и почтовый адрес (в понимании ст. 54 ГК РФ) - согласно п. 1.5 Приложения 2 к Положению Банка России N 262-П.

Таким образом, в целях идентификации юридического лица банк должен установить именно юридический адрес владельца счета. В подтверждение указанных сведений банк запрашивает копии договоров, подтверждающих факт нахождения по определенному адресу единоличного исполнительного органа юридического лица (договора о купле-продаже недвижимости, договора об аренде или субаренде помещения и пр.).

Установление фактического места нахождения не охватывается требованиями "антиотмывочного" законодательства. Соответственно, обязанность установления правильности заполнения поля "Место нахождения" банковской карточки влечет необходимость запрашивать у клиента не только документы, подтверждающие факт нахождения по юридическому адресу, но и факт нахождения по фактическому адресу, то есть комплектность документов "задваивается", документы друг другу противоречат.

Но самую большую сложность в рассматриваемом случае составляет обязанность банка осуществлять последующий мониторинг изменений места нахождения клиента, так как это влечет последующую замену карточки с образцами подписей и оттиска печати.

На практике лишь немногие из клиентов добросовестно относятся к требованиям банка о замене представленных ранее документов в случае изменения содержащихся в них сведений. Зачастую сотрудник банка узнает об изменениях либо случайно (из сторонних источников), либо в случае обращения клиента в банк за какой-нибудь услугой (например, клиент решил взять кредит и представляет дополнительный комплект документов для формирования кредитного (юридического) досье).

В правоприменении имел место факт направления кредитной организацией официального запроса в юридический департамент Банка России с просьбой разъяснения порядка указания юридического или фактического адреса места нахождения клиента в случае их несовпадения. В ответ на запрос Банк России разъяснил, что кредитная организация должна принять карточку, в которой в графе "Место нахождения (место жительства)" указан адрес фактического места нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, принимая во внимание, что методологически поле "Место нахождения (место жительства)" карточки с образцами подписей и оттиска печати предназначено для указания адреса, по которому может быть при необходимости осуществлена оперативная связь с клиентом.

Совершенно очевидно, что во многих кредитных организациях оперативную связь с клиентом осуществляют сотрудники не операционного отдела, в котором, как правило, хранится карточка, а специально создаваемого для взаимодействия с клиентами отдела (департамента) клиентского обслуживания. Тем более что нормативно данная обязанность на банки вообще не возложена.

Однако Банк России не учел подобное неудобство практического применения банковской карточки и, наоборот, пошел дальше в этом направлении, внеся в Инструкцию Банка России N 28-И последние на сегодняшний момент изменения, согласно которым в случае передачи функций единоличного исполнительного органа управляющей организации (управляющему) в графе карточки "Место нахождения (место жительства)" клиент - юридическое лицо указывает адрес, по которому фактически находится постоянно действующий исполнительный орган управляющей организации, или адрес фактического места жительства (пребывания) управляющего.

Не вызывает сомнения, что подобная новелла вызвала значительные затруднения у кредитных организаций при проверке и принятии банковских карточек клиентов - юридических лиц, права по управлению которыми переданы управляющим организациям. Особенные трудности вызывает установление места нахождения исполнительного органа управляющей организации, когда он даже не включается в карточку и к тому же, например, является нерезидентом.

Более того, как кредитные организации должны отслеживать постоянное место нахождения исполнительного органа управляющей организации и особенно фактическое место жительства управляющего? Из анализа последней редакции Инструкции Банка России N 28-И можно сделать вывод, что при каждом получении сведений об изменении места нахождения управляющей организации (фактического места жительства управляющего) банки обязаны менять карточку. В этом случае возникает вопрос: как подтверждать подобную информацию?

Информационным письмом Банка России от 31.07.2007 N 12 "Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" предусмотрен перечень мер, которые кредитная организация должна принимать в целях исполнения требований п. 1.10 Приложения 2 к Положению Банка России N 262-П об установлении сведений о присутствии или отсутствии по своему месту нахождения юридического лица, его постоянно действующего исполнительного органа управления, иного органа либо лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности. К таким мерам, в частности, относятся:

1) получение от юридического лица письменного подтверждения того факта, что его постоянно действующий орган управления либо иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, фактически располагаются по местонахождению юридического лица;

2) выезд по адресу юридического лица в целях подтверждения достоверности сведений о его местонахождении в ходе визуального осмотра;

3) иные меры, которые кредитная организация сочтет возможными.

Однако все указанные выше меры являются элементами процедуры идентификации. При этом карточка с образцами подписей и оттиска печати не несет (и это объективно правильно) в себе функции элемента идентификации. Подобную функцию выполняют, в частности, предусмотренные Положением Банка России N 262-П анкеты (досье) клиентов кредитной организации, в которых фиксируются все сведения, получаемые в целях идентификации клиента.

Тогда зачем при наличии подобных анкет (досье) клиентов так утяжелять содержание банковской карточки, функция которой кроется прежде всего в ее названии - карточка с образцами подписей и оттиска печати?

С учетом сложности установления и последующего мониторинга фактического места нахождения единоличного исполнительного органа представляется целесообразным не только указывать эти данные в анкете клиента, но и запрашивать у клиента документ, в котором последний обязуется своевременно уведомлять банк об изменении сведений, содержащихся в представленных им документах, в том числе информации о его юридическом и фактическом месте нахождения. Таким образом, клиент будет отвечать перед банком за достоверность представленных первоначально сведений и за обязанность последующего уведомления банка об их изменениях. В особо сложных случаях, когда возникают подозрения в недобросовестности клиента, рекомендуется последовать совету Банка России и осуществить выезд по предполагаемому месту нахождения единоличного исполнительного органа.

Примечание. Разрешению многих проблем, связанных с проверкой правосубъектности владельца банковского счета, будет способствовать оптимизация процедур идентификации клиентов и выгодоприобретателей, разработанная в кредитной организации.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности