На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Нужно ли регистрировать интернет-сайт?

02 Июн 2010 08:58

Сайт = СМИ?

Прежде чем перейти к процедуре регистрации сайта в качестве СМИ, необходимо ответить на вопрос, является ли сайт средством массовой информации. К сожалению, на сегодняшний день четкого ответа на этот вопрос нет. Это обусловлено тем, что действующее законодательство не содержит ни определения интернет-сайтов, ни критериев их отнесения к средствам массовой информации.

Правовой статус СМИ устанавливает Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (далее - Закон о СМИ). Основные понятия приведены в ст. 2 указанного Закона. Так, под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Можно отметить, что к информации, размещенной на интернет-сайтах, приведенное определение "массовой информации" вполне подходит, поскольку содержание большинства сайтов предназначено как раз для неограниченного числа пользователей. В то же время средство массовой информации - это периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.

С одной стороны, периодическое распространение массовой информации является целью деятельности огромного числа интернет-ресурсов. Однако, с другой стороны, не ясно, каким образом будет измеряться эта периодичность в отношении сайтов. К тому же идут вразрез с сайтом такие понятия, приведенные в ст. 2 Закона о СМИ, как "продукция средства массовой информации" и "распространение средства массовой информации".

В частности, под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. Под распространением продукции средства массовой информации понимается продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрация кинохроникальных программ.

При этом ч. 2 ст. 24 Закона о СМИ "Иные средства массовой информации" предусматривает, что правила, установленные Законом о СМИ для радио- и телепрограмм, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети, если законодательством РФ не установлено иное. На первый взгляд может показаться, что данная статья распространяет правовой режим радио- и телепрограмм на периодическое распространение массовой информации и через сеть Интернет. Однако и в данном случае используется понятие "распространение продукции средства массовой информации", которое не может быть применимо к интернет-ресурсам.

Таким образом, интернет-сайт по определению не относится к "иным средствам массовой информации", и любые требования к владельцам сайта об обязательной его регистрации являются беспочвенными. Как отмечается в Письме Росохранкультуры от 26.02.2007 N 07-07, "интернет-сайт приобретает статус средства массовой информации лишь в силу его добровольной регистрации в таком качестве, а не в силу его правовой природы". Иными словами, регистрация сайта как СМИ может быть произведена только при желании владельца сайта.

В связи с этим к владельцам сайтов не может быть применена ст. 13.21 КоАП РФ, предусматривающая наложение административного штрафа за изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации.

Если же владелец интернет-ресурса хочет распространить на него правовой режим средства массовой информации, ему необходимо предпринять ряд формальных шагов для регистрации сайта в качестве СМИ.

Справка. Вопрос об отнесении интернет-сайтов к электронным СМИ является предметом обсуждения, в том числе и законодателей. Так, существуют предложения, суть которых сводится к тому, что регистрации должны подлежать сайты, посещаемость которых превышает 1000 уникальных посетителей в день. Указанная цифра взята по аналогии с печатными СМИ, поскольку в соответствии со ст. 12 Закона о СМИ государственная регистрация является обязательной для изданий, чей тираж превышает 1000 экземпляров. Существуют и иные проекты, например по выделению интернет-сайтов в отдельную категорию СМИ - "сетевое СМИ" - и более четкому определению их правового режима.

Порядок регистрации сайта в качестве СМИ

Порядок регистрации сайта как СМИ формально ничем не отличается от регистрации любого другого СМИ. Так, согласно ст. 7 Закона о СМИ учредителем (соучредителем) СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган. При этом четко очерчен круг лиц, которые не могут выступать в таком качестве, а именно:

- гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;

- объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;

- гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в РФ.

Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором). Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции (ст. 18 Закона о СМИ). Иными словами, не обязательно иметь большой штат; всеми вопросам сайта, зарегистрированного в качестве СМИ, может заниматься один человек.

Первым шагом регистрации СМИ является подача соответствующего заявления. Если речь идет о СМИ, продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории РФ, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов, то заявление подается учредителем в Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Роскомнадзор). Если распространение предполагается на территории субъекта РФ, территории муниципального образования, то учредитель подает заявление в территориальные органы Роскомнадзора.

Согласно ст. 10 Закона о СМИ в заявлении о регистрации должны быть указаны:

- сведения об учредителе (соучредителях);

- название СМИ;

- язык (языки);

- адрес редакции;

- форма периодического распространения массовой информации (например, может быть указано - электронное периодическое издание);

- предполагаемая территория распространения продукции;

- примерная тематика и (или) специализация (при регистрации СМИ, специализирующихся в области рекламы, в данной графе указывается "рекламное СМИ");

- предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем СМИ;

- источники финансирования;

- сведения о том, в отношении каких других СМИ заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем.

К заявлению прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (оригинал квитанции об оплате госпошлины и одна простая ксерокопия квитанции).

Для учредителей - индивидуальных предпринимателей необходимо приложить заверенную нотариально копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Как правило, регистрирующий орган требует от учредителя, являющегося физическим лицом, предоставить нотариально заверенную копию гражданского паспорта. Несмотря на то что указанное требование прямо Законом о СМИ не предусмотрено, его соблюдение облегчит процесс проверки регистрирующим органом сведений, изложенных в заявлении. Помимо этого обычной практикой является и нотариальное заверение подписи на заявлении о регистрации.

В том случае, если заявление подает представитель, он должен предъявить документы, удостоверяющие его личность и полномочия (паспорт и доверенность). Доверенность от физического лица составляется в простой письменной форме.

Также желательно приложить сопроводительное письмо с описью всех документов, а сам пакет документов оформить в картонную папку-скоросшиватель.

После подачи заявления учредителю либо лицу, действующему по его уполномочию, высылается (выдается) уведомление о приеме заявления, где указывается дата его поступления. Заявление должно быть рассмотрено в течение месяца с указанной даты. По результатам рассмотрения заявления выдается свидетельство о регистрации СМИ, направляется извещение об отказе в регистрации либо заявление возвращается без рассмотрения.

Вариант 1: свидетельство о регистрации СМИ выдано

Со дня выдачи свидетельства о регистрации СМИ считается зарегистрированным (форма свидетельства утверждена Приказом Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и массовых коммуникаций от 27.02.2002 N 34). Соответственно, с момента регистрации владельцы сайта приобретают все права, предусмотренные Законом о СМИ, а также должны нести и соответствующие обязанности (об этом будет сказано далее).

Вариант 2: в регистрации отказано

Статья 13 Закона о СМИ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации. В частности, отказ в регистрации возможен только по следующим основаниям:

1) если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, не обладающих правом на учреждение СМИ;

2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

3) если название, примерная тематика и (или) специализация СМИ представляют злоупотребление свободой массовой информации (совершение уголовно наказуемых деяний; разглашение сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну; распространение материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, и пр.);

4) если регистрирующим органом ранее зарегистрировано СМИ с теми же названием и формой распространения массовой информации.

Извещение об отказе в регистрации направляется заявителю в письменной форме. В извещении указываются основания отказа.

Вариант 3: заявление о регистрации возвращено без рассмотрения

Подобный вариант событий возможен в следующих случаях:

1) если заявление подано с нарушением требований Закона о СМИ;

2) если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;

3) если не уплачена государственная пошлина.

После устранения нарушений, послуживших основанием для отказа в регистрации или для оставления заявления без рассмотрения, заявление может быть подано вновь.

Обратите внимание: смена учредителя, изменение состава соучредителей, названия, языка, формы распространения, территории распространения продукции СМИ допускается лишь при условии перерегистрации, которая осуществляется в том же порядке, что и регистрация. При изменении местонахождения редакции, периодичности выпуска и максимального объема СМИ учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом регистрирующий орган.

Свидетельство о регистрации СМИ может быть признано недействительным исключительно судом по заявлению регистрирующего органа (ст. 15 Закона о СМИ).

Кроме того, деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена

а) по решению учредителя, исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором),

б) либо судом по иску регистрирующего органа. В этом случае основанием для прекращения деятельности СМИ являются:

- неоднократные в течение 12 месяцев нарушения редакцией требований Закона о СМИ, по поводу которых регистрирующим органом делались письменные предупреждения,

- неисполнение постановления суда о приостановлении деятельности СМИ.

Сколько стоит регистрация сайта как СМИ?

Ответ на этот вопрос напрямую зависит от того, кто будет заниматься регистрацией: сам предприниматель или специализированная фирма. Непосредственная стоимость регистрации складывается из государственной пошлины и оплаты услуг нотариуса за заверение документов. Во втором случае расходы возрастут на сумму комиссионных фирме-посреднику.

Что касается размера государственной пошлины, согласно п. 10 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ за регистрацию иного СМИ (к которому можно отнести и интернет-сайт), продукция которого предназначена для распространения преимущественно на всей территории РФ, за ее пределами, на территориях нескольких субъектов РФ, она составляет 3000 руб.

Пошлины за выдачу дубликата свидетельства о регистрации, а также за внесение изменений в свидетельство составят 20% от размера пошлины за регистрацию (600 руб.).

Обратите внимание, что в зависимости от направленности того или иного СМИ размер пошлины может как увеличиваться (для СМИ рекламного, эротического характера), так и уменьшаться (например, для СМИ образовательного и культурно-просветительного назначения).

Какие преимущества дает регистрация сайта в качестве СМИ?

Прежде всего на сайте можно разместить реквизиты свидетельства о регистрации СМИ, выделив, таким образом, свой сайт среди остальных. Кроме того, наличие статуса СМИ дает владельцу интернет-сайта ряд преимуществ.

Правовой иммунитет (ст. 16 Закона о СМИ)

Статус СМИ гарантирует интернет-ресурсу определенную правовую защиту, поскольку деятельность СМИ может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом. В связи с этим в случае незаконного закрытия сайта или иных действий, препятствующих работе сайта, виновное лицо может быть привлечено к ответственности, вплоть до уголовной. Причем на защите СМИ стоит не только государство, но и ряд международных организаций по правам журналистов.

Право на запрос информации (ст. 39 Закона о СМИ)

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Статус журналиста

Сотрудники сайта приобретают статус журналиста со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Согласно ст. 2 Закона о СМИ журналист - это лицо, которое занимается редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного СМИ, связано с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимается такой деятельностью по ее уполномочию.

Перечень прав журналиста приведен в ст. 47 Закона о СМИ. В частности, журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

Сохранение тайны источника информации (ст. 41 Закона о СМИ)

Редакция должна сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени.

Возможность получения аккредитации (ст. 48 Закона о СМИ)

Редакция имеет право подать заявку в государственный орган, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов. Аккредитованный журналист вправе присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями и учреждениями.

Освобождение от ответственности (ст. 57 Закона о СМИ)

Так, редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:

1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

2) если они получены от информационных агентств;

3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений народных депутатов на съездах и сессиях Советов народных депутатов, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;

5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию;

6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим СМИ, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства.

Указанный перечень случаев освобождения от ответственности за распространение недостоверных порочащих сведений является исчерпывающим, что подчеркивается в Постановлении Пленума ВС РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц". При этом даже при наличии обстоятельств, освобождающих от ответственности, судом может быть рассмотрен иск об опровержении опубликованных сведений. В связи с этим на сайт как СМИ может быть возложена обязанность по опубликованию информацию о соответствующем решении суда.

Еще один важный нюанс, который следует учитывать, - освобождение от ответственности возможно лишь в случае дословного воспроизведения (цитирования) материала, полученного из источников, указанных в ст. 57 Закона о СМИ. Обратите внимание, что даже пересказ "близко к тексту" может быть рассмотрен судом как творческая переработка, и журналист будет привлечен к ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций.

Следует учитывать, что к СМИ предъявляется ряд определенных требований, обусловленных их повышенной ответственностью. Так, согласно ст. 4 Закона о СМИ не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости.

Помимо этого, в ст. 42 Закона о СМИ особо подчеркивается, что редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность.

Кроме того, гражданин или организация вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в СМИ. Если редакция не располагает доказательствами того, что распространенные ею сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации (ст. 43 Закона о СМИ).

Также гражданин или организация имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же СМИ, если в отношении их были распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы (ст. 46 Закона о СМИ).

Что касается приобретаемого статуса журналиста, то он предоставляет не только указанные выше права, но и накладывает ряд обязанностей, перечень которых приведен в ст. 49 Закона о СМИ. В частности, журналист обязан:

- проверять достоверность сообщаемой им информации,

- при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки,

- ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала и др.

Подводя итог всему сказанному, еще раз отметим, что владелец интернет-сайта самостоятельно принимает решение о регистрации интернет-ресурса в качестве СМИ. Нередко регистрация сайтов производится для ведения рекламного бизнеса, получения доступа к информации, защиты от посягательств на ресурс. Однако при принятии решения о регистрации необходимо взвесить как преимущества такой регистрации, так и некоторые обязательства, которые она накладывает. Кроме того, стоит учесть, что незарегистрированный сайт в случае нарушения законодательства попадает в компетенцию правоохранительных органов. В случае его регистрации в качестве СМИ принимать меры к устранению нарушений Закона вправе регистрирующий орган - Роскомнадзор.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности