На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Регистрация налогоплательщиков – юридических лиц при их создании

15 Янв 2017 20:43

Начало предпринимательской деятельности в обязательном порядке связано с государственной регистрацией. Ни одно юридическое лицо и ни один индивидуальный предприниматель не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, не пройдя процедуру государственной регистрации и не будучи включенными в государственные реестры: для юридических лиц - это Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), для индивидуальных предпринимателей - Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП).
В соответствии с законодательством Российской Федерации государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности осуществляют налоговые органы, они же отвечают за ведение государственных реестров - ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Необходимость государственной регистрации в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Гражданским кодексом, закреплена в ст. 48.
Кроме того, госрегистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также ведение ЕГРЮЛ и ЕГРИП регулируется положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Они распространяются на отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы, а также государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением двух названных выше реестров.
В соответствии со ст. 8 названного Закона регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 129-ФЗ. В данном случае это "иное" содержится в ст. 13 Закона, где в соответствии с поправкой, внесенной Федеральным законом от 29.06.2015 N 209-ФЗ, прописано, что регистрация юрлиц при их создании осуществляется в срок не более чем три рабочих дня со дня представления документов в регистрирующий орган. При реорганизации, ликвидации, внесении изменений в учредительные документы и срок равен пяти рабочим дням.
В настоящее время по действующему законодательству государственная регистрация осуществляется налоговым органом в отношении юридического лица по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а если такового нет, то иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юрлица. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя, напомним, производится по месту его жительства.
Необходимо отметить, что порядок регистрации юрлиц за последние годы претерпел существенные изменения, которые преследовали цель упрощения процедуры регистрации и реализации мероприятий, предусмотренных Планом мероприятий ("дорожной картой") "Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2013 N 317-р. Была поставлена задача по оптимизации процедур, связанных с государственной регистрацией прежде всего обществ с ограниченной ответственностью (за исключением кредитных, страховых и иных финансовых организаций) как основной организационно-правовой формы среднего и малого бизнеса, уменьшению их количества, общей продолжительности и стоимости.
При этом под регистрацией для целей Дорожной карты (срок действия - с декабря 2013 по 2018 г.) понимался комплекс мероприятий, направленных на: а) учреждение юридических лиц, б) государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, в) получение заявителями документов из органа, осуществляющего регистрацию, государственных внебюджетных фондов, г) открытие банковского счета. Для оценки достигнутого на данном направлении прогресса был выбран рейтинг, устанавливаемый DoingBusiness.
Доклад "Ведение бизнеса" (DoingBusinessReport) представляет собой ежегодное исследование группы Всемирного банка, оценивающее в 189 странах простоту осуществления предпринимательской деятельности на основе 11 индикаторов. В нем анализируются влияние нормативных актов, регулирующих деятельность малых и средних предприятий, на протяжении всего жизненного цикла и порядок их применения на практике (аспект правоприменения).
Доклад составляется с 2003 г.; с 2005 г. государства рейтингуются с точки зрения легкости ведения бизнеса, а с 2006 г. страны ранжируются также и по индикаторам. Эти исследования указывают на проблемы, которые препятствуют развитию предпринимательства, и содержат рекомендации по их решению. Отдельное внимание уделяется деятельности начинающих компаний (стартапов).
Целевым показателем, которого добивается Россия, является включение в список первых 20 стран, в которых отмечается простота начала и осуществления предпринимательской деятельности.
По итогам 2015 г. по показателю регистрации юрлиц Россия передвинулась с 111-го места сразу на 60-е; количество этапов регистрации сократилось с 9 до 5; время, затрачиваемое на регистрацию, уменьшилось с 30 рабочих дней до 7 дней, а стоимость регистрации снизилась с 6100 до 4000 руб. По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), в 2016 г. Россия по показателю простоты регистрации в 2016 г. поднялась уже на 41-е место.
Назовем некоторые из мер, предлагавшихся в Дорожной карте и способствовавших упрощению процедуры регистрации.
1. Исключение из законодательства Российской Федерации требования о предварительной оплате уставного капитала юридических лиц не менее чем наполовину, а также об открытии временного (накопительного) счета в банке для оплаты уставного капитала в срок, не превышающий двух месяцев со дня государственной регистрации юридического лица. Данная мера реализована благодаря принятию Федерального закона от 05.05.2014 N 129-ФЗ "О внесении изменений в статью 90 части первой Гражданского кодекса РФ и статью 16 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Теперь каждый учредитель общества должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, который определен договором об учреждении общества, а в случае учреждения общества одним лицом - решением об учреждении общества. Вместе с тем уточняется, что срок такой оплаты не может превышать 4 месяцев с момента государственной регистрации общества. Как отмечалось выше, ранее уставный капитал ООО должен был быть оплачен уже на момент регистрации общества не менее чем наполовину.
2. Большое значение имели предоставление юридическому лицу права использовать типовые уставы, утвержденные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и исключение обязанности представления таких уставов в регистрирующий орган при регистрации. Это стало возможным благодаря принятию в 2015 г. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения возможности использования юридическими лицами типовых уставов" (Федеральный закон от 29.06.2015 N 209-ФЗ), в соответствии с которым внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Федеральный закон от 29.06.2015 N 209-ФЗ предусматривает следующее:

  • ООО вправе действовать на основании устава, который утвержден его участниками или учредителями, или на основании типового устава;
  • утвержденный типовой устав ООО (юридического лица) должен быть размещен в сети Интернет на официальном сайте регистрирующего органа;
  • в случае применения юридическим лицом типового устава нет необходимости представлять учредительные документы в регистрирующий орган;
  • государственная регистрация юридических и физических лиц осуществляется в срок не более чем три рабочих дня (с момента представления документов в регистрирующий орган).


Таким образом, организации получили право выбирать между типовым уставом ООО, утвержденным уполномоченным государственным органом, который должен быть размещен на сайте ФНС, или действовать на основании собственного устава, утвержденного участниками или учредителями ООО.
3. Отмена обязательности печати для юридических лиц при прохождении процедур государственной регистрации.
07.04.2015 вступил в силу Закон, позволяющий организациям отказываться от использования печати (Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ"). Внесены поправки в Законы об АО, ООО и ряд сопутствующих федеральных законов, которыми отменяется обязанность хозяйственных обществах иметь круглую печать.
4. Больше не требуется заверять в нотариальном порядке подлинность подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации в случае представления документов в регистрирующий орган лично заявителем; стало проще и получение документов в регистрирующем органе представителем заявителя, действующим на основании доверенности.
Указанная мера в значительной степени реализована благодаря ст. 9 "Порядок представления документов при государственной регистрации" Федерального закона N 129-ФЗ, уточненной в связи с принятием Федеральных законов от 05.05.2014 N 107-ФЗ и от 30.03.2015 N 67-ФЗ. Имеется в виду, что в том случае, когда заявление подается в налоговый орган непосредственно самим заявителем, нотариального свидетельствования подписи не требуется.
Есть и такая новация: представление документов через многофункциональный центр. Такая возможность введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 107 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Представление документов в регистрирующий орган может быть осуществлено также по просьбе заявителя нотариусом, в том числе в форме электронных документов, подписанных электронной подписью нотариуса, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг. Указанная возможность предусмотрена Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Нотариус вначале представляет заявление и иные необходимые документы в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а затем непосредственно получает там регистрационные документы, которые и передает лицу, обратившемуся за совершением соответствующего нотариального действия. Документы в электронном виде равнозначны размещенным на бумажных носителях.
Отметим также и другие новшества.
С декабря 2014 г. появилась возможность предварительной проверки документов, представленных на государственную регистрацию, в плане требований к заполнению формы заявления и комплектности документов.
Ранее дело обстояло иначе: когда ошибки обнаруживались уже после приема документов на регистрацию, налоговый орган возвращал весь комплект документов и заявителю приходилось после исправления ошибок повторно их направлять в налоговый орган, при этом ранее уплаченная государственная пошлина не засчитывалась и требовалась повторная ее уплата. Заявитель при прежнем порядке терял время и к тому же нес дополнительные материальные затраты.
Надо непременно упомянуть и обязательный досудебный порядок обжалования решений регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, введенный во исполнение п. 6 Дорожной карты. При этом установлено, что решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суде и (или) в Федеральной налоговой службе только после его обжалования в вышестоящем регистрирующем органе.
Помимо этого отменена обязанность налогоплательщиков как юрлиц, так и ИП, по уведомлению налоговых органов и государственных внебюджетных фондов об открытии или закрытии банковского счета. Одновременно уточнен порядок исполнения кредитными организациями обязанности по представлению сведений о банковских счетах в налоговые органы, а также усилена их ответственность за ненадлежащее исполнение ими указанной обязанности.
Ранее налогоплательщики были обязаны сообщать об открытии или закрытии счетов строго в семидневный срок, а при нарушении срока к ним применялись штрафные санкции вплоть до блокировки счета. Теперь налогоплательщикам - организациям и индивидуальным предпринимателям больше не нужно самостоятельно сообщать в налоговые органы об открытии или о закрытии счетов. Эта обязанность возложена на кредитные организации. Нововведение экономит время налогоплательщиков, избавляя их от ненужных визитов в инспекцию и лишних бумаг. В результате регистрация стала на один этап короче и на один день быстрее.
Проделанная работа по совершенствованию законодательства в части государственной регистрации принесла зримые плоды: число вновь зарегистрированных налогоплательщиков - юридических лиц, сведения о которых внесены в ЕГРЮЛ с присвоением ОГРН, увеличилось, хотя и не намного. Об этом свидетельствуют приведенные в таблице ниже данные.

ОГРН - основной государственный регистрационный номер, содержащий информацию о типе организации, времени и месте ее создания, коде подразделения привязанной к ней налоговой инспекции, разделения привязанной к ней налоговой инспекции, номер решения об организации данного предприятия. Номер является уникальным для каждого предприятия и состоит из 13 цифр; он присваивается юридическим лицам, внесенным в ЕГРЮЛ, а также индивидуальным предпринимателям (ОГРНИП), включенным в ЕГРИП (Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателе), в этом последнем случае он насчитывает 15 цифр.
Итак, мы видим, что с 2012 по 2015 г. происходил постоянный ежегодный рост количества вновь созданных и зарегистрированных юридических лиц, за этот период их стало на 10% больше, что можно считать хорошим результатом, учитывая трудную макроэкономическую среду.
Вместе с тем надо признать, что нахождение Российской Федерации на 60-м или даже 40-м месте по простоте государственной регистрации свидетельствует о необходимости дальнейшего и более энергичного совершенствования этой процедуры, тем более что и другие страны - члены этого списка не стоят на месте.
Вместе с тем согласно отчетности ФНС одновременно с ростом числа зарегистрированных налогоплательщиков растет количество юридических лиц, прекративших свою деятельность. На наш взгляд, такое явление, наряду с прочими, вызвано неудовлетворенностью налогоплательщиков теми условиями, в каких они ведут хозяйственную деятельность. Например, высокой стоимостью аренды помещения. Так, в Москве даже в районах, расположенных вблизи МКАД, аренда более чем скромного помещения, где могут расположиться только стол и стул, обойдется предпринимателю не менее 4 тыс. руб. в месяц. Для начинающих предпринимателей это немало.
Также остается высокой налоговая нагрузка. Налоговое законодательство предоставляет некоторые налоговые льготы малым и средним предприятиям, но в основном в рамках специальных налоговых режимов, что в силу существующих ограничений в отношении видов деятельности подходит далеко не всем. Представляется разумным давать налоговые льготы, например в виде пониженной ставки налога на прибыль (доход), в течение определенного времени деятельности вновь созданным предприятиям, находящимся на общем режиме налогообложения. В настоящее время подобная льгота предоставляется только индивидуальным предпринимателям и только в отношении определенного вида деятельности.

Примечание. Примером может служить Закон г. Москвы от 18.03.2015 N 10 "Об установлении ставок налогов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и перешедших на упрощенную систему налогообложения и (или) патентную систему налогообложения".


Сдерживает появление новых налогоплательщиков неизбежная необходимость уплаты взносов в государственные внебюджетные фонды, размер которых не зависит ни от финансовых результатов, ни от видов деятельности. Думается, что некоторые послабления в этой области (например, освобождение или некоторое снижение этих взносов в течение первых 2 - 3 лет) для вновь созданных предприятий, стартапов, стали бы ощутимой поддержкой и стимулом.
Таким образом, улучшение условий предпринимательской деятельности не должно ограничиваться только упрощением процедуры регистрации. Хотя и здесь имеются незадействованные резервы. Так, представляется, что в дальнейшем следует расширить возможности для государственной регистрации юридических лиц в электронном виде, предоставив возможность директору (руководителю) создаваемого предприятия подавать документы в электронном виде не через нотариуса, а непосредственно, что сэкономит и время, и средства. Подписываться такие документы должны электронной квалифицированной подписью данного лица. Возможности электронной подписи достаточно велики, и в современных условиях она может быть использована предпринимателем и для других действий. Теперь налоговая отчетность, банковские и иные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью, признаются юридически равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручно.

Примечание. С вступлением в силу Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ полномочия электронной подписи существенно расширены. В Национальном удостоверяющем центре вы можете получить квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи и использовать его для совершения любых юридически значимых действий.


Что касается сроков регистрации, то в этом отношении сделано уже немало, о чем сказано выше, и спешить с введением еще более сжатых сроков, по мнению автора, не стоило бы ради одного только повышения международного рейтинга страны. Прежде всего необходимо внимательно проанализировать статистику и оценить уже достигнутые результаты и только после этого принимать решения, в каком направлении двигаться дальше.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности