На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Технологии краудсорсинга в юридической практике

21 Янв 2013 21:47

Демократические преобразования, происходящие в современной России, дают исследователям не только самое широкое поле для осмысления, но и возможность говорить о новых формах и средствах выражения мнения индивидов, их групп, объединений. Основным проводником общественного мнения являются институты гражданского общества и неинституционализированные, но признаваемые обществом и государством формы воздействия граждан на деятельность публичных органов и должностных лиц. Гражданское общество как одна из наиболее подвижных и восприимчивых политических субстанций наиболее ярко проявляет себя в качестве выразителя самых различных, подчас абсолютно диаметральных, мнений и позиций. Многообразие мнений и позиций не могло не оказать влияние на формирование новых форм взаимодействия гражданского общества и государства, среди которых можно назвать такое явление, как краудсорсинг.
Термин "краудсорсинг" впервые был использован журналистом Джеффом Хауи в статье "The Rise of Crowdsourcing" для журнала "Wired" в июне 2006 г. Согласно Википедии (одному из наиболее ярких примеров технологии краудсорсинга) краудсорсинг (англ. crowdsourcing, crowd - "толпа" и sourcing - "использование ресурсов") - это передача определенных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора.

В основе краудсорсинга лежит принцип добровольности: всю работу делают неоплачиваемые или малооплачиваемые любители, которые тратят свое свободное время на участие в тех или иных проектах (ищут, размещают, перепроверяют информацию, генерируют идеи, выполняют небольшие операции, координируют деятельность других и т.д.). Человек сам определяет, сколько времени и сил (иногда и собственных средств) он может тратить на участие в том или ином проекте.
Краудсорсинг - это часть того, что Эрик вон Хиппель называет "инновацией с расчетом на пользователя", при которой производители полагаются на пользователей не только в вопросе формулировки потребностей, но и в определении изделий и усовершенствований, которые бы удовлетворили эти потребности. Но в отличие от узкоспециализированных сообществ, разрабатывающих открытое программное обеспечение или модернизированные принадлежности для виндсерфинга, такая работа управляется и принадлежит только одной компании, которая продает результат.

Схема коммерческого краудсорсинга довольно проста: фирма выкладывает в Сети (на собственном или специализированном сайте) задание, в реализации которого могут принять участие все желающие. Таким заданием может быть все что угодно. Во-первых, мозговой штурм на любую тему (название для нового продукта, слоган для рекламной кампании или идея по улучшению качества обслуживания). Во-вторых, методом краудсорсинга собираются данные для маркетинговых исследований в целях изучения спроса, конкурентной среды, лояльности потребителей к какому-то продукту. В-третьих, это создание реального продукта, например рекламного ролика, концепции продвижения или дизайна товара. По этому пути пошла и компания LG: разработкой дизайна нового телефона в рамках программы CrowdSpring занимались энтузиасты со всего мира. В итоге работа обошлась компании всего в 20 тысяч долларов, что в сотни раз меньше сумм, обычно выплачиваемых дизайнерам.

Широкое распространение получили форумы технической поддержки программных продуктов. Не отказываясь от услуг службы технической поддержки пользователей, большинство разработчиков программного обеспечения создают условия для общения пользователей между собой, чтобы возникло сообщество, в котором пользователи начали бы консультировать друг друга. В результате растет и качество поддержки, и экономия для производителя.

Развитие средств коммуникаций, прежде всего сети Интернет и технологий мобильной связи, позволило краудсорсингу из коммерческого проекта стать способом решения гуманитарных задач. По мнению ведущего американского исследователя Интернета профессора Нью-Йоркского университета Клая Ширки, следует говорить о принципиальных изменениях в использовании свободного времени. Если в век телевидения большая часть времени уходила на пассивное потребление информации, сегодня все больше и больше представителей цифрового поколения тратят время на производство информации и ее публикацию в публичном пространстве, где она становится предметом обсуждения. Ширки называет подобные явления "позитивной девиантностью" и утверждает, что Интернет позволяет усилить "позитивные отклонения", меняя культуру проведения свободного времени и предоставляя большой спектр инструментов для реализации альтруистских предпосылок.

Первым широко известным и достаточно исследованным опытом применения краудсорсинга в социальной сфере стали события декабря 2007 г. в Кении, когда политическое противостояние сторонников и противников президента Кибаки вылилось в вооруженные столкновения в ряде городов страны. Блокировав работу СМИ (т.е. фактически изолировав население от информации), официальные власти создали информационный вакуум. В это время одна из известных в стране блогеров Ори Около обратилась к интернет-пользователям с просьбой присылать сообщения о происходящем рядом с ними. Чтобы справиться с потоком информации, она попросила помощи программистов. Так и появилась программа, получившая название "Ушахиди" (что на языке суахили значит "свидетельство"). Сегодня это система менеджмента информации, которая позволяет обрабатывать сообщения из разных источников (от граждан, из блогов, традиционных СМИ, от международных наблюдателей) и представлять все полученные данные на всеобщее обозрение с помощью карты, где каждое событие связано с определенной географической точкой. Появляется объемная картина событий. Такие системы существуют во многих оперативных центрах служб безопасности разных стран, но никогда подобная система не была ориентирована на широкую публику и полностью для нее открыта.
Особое внимание было уделено каналам получения информации от населения. Создатели ориентировались в первую очередь на Африку, где мобильные телефоны намного более популярны и доступны, чем Интернет. Поэтому "Ушахиди" позволяет получить сообщение не только через электронную почту, но и с помощью SMS. Несколько позже для тех, кто не может набирать текст, например неграмотен, был предусмотрен телефон-автоответчик, который преобразовывал голосовые сообщения в цифровые. Этот процесс сбора информации от населения также получил название краудсорсинга в контексте "народ как источник".
Научный руководитель "Ушахиди" и один из главных идеологов краудсорсинга П. Меер продолжил реализацию своих научных разработок при ликвидации последствий землетрясения 2010 г. на Гаити. Совместно со студентами-добровольцами он создал оперативный мониторинговый центр. "Ушахиди" позволяла реконструировать события на каждой улице Порт-о-Пренса. При этом наиболее популярным способом передачи сообщений, как и в Африке, стали мобильные телефоны - каждый мог послать текстовое сообщение на специальный короткий номер, который был озвучен по местному радио, однако большая часть поступающей информации была на креольском языке. Разрешить данную проблему снова помог краудсорсинг: П. Меер организовал всемирную сеть добровольцев, знающих креольский, в основном жителей США и Европы, которые быстро переводили сообщения. В настоящий момент П. Меер активно сотрудничает с ООН, а также с сетями раннего предупреждения кризисов.
С августа 2010 г. интернет-платформа "Ушахиди" мониторила российские лесные пожары. Ресурс http://russian-fires.ru позволил объединить отдельные частные инициативы и превратить их в систему скоординированного мониторинга и оказания помощи на основе базы данных о волонтерах и нуждающихся. Как отмечают сами создатели ресурса, "цель - навести эффективные мосты между нуждающимися и добровольцами. Те, кому нужна помощь, могут сообщить точные данные того, что им нужно. Те, кто хочет помочь, могут найти те категории помощи, в которых они могут быть полезны, а также определить наиболее близкие к ним места, где есть нуждающиеся". В настоящий момент функционирование ресурса прекращено.

Платформа позволяла принимать сообщения из разных источников, включая как блоги, социальные сети, так и традиционные СМИ, и наносить их на карту, а также систематизировать. Основными категориями "Карты помощи" были "Хочу помочь" и "Нужна помощь" с многочисленными подкатегориями возможных видов помощи. Был создан также координационный центр, где операторы собирали информацию, а модераторы обрабатывали ее и помогали добровольцам и тем, кто в них нуждается, находить друг друга. Многие модераторы также работали через сеть. Участники были из разных уголков не только России, но и мира.
За время лесных пожаров в 2010 г. трафик посещений сайта "Карта помощи" доходил до нескольких тысяч человек в день, координационный центр принимал сотни электронных писем, СМС и телефонных звонков. Данный проект раскрыл потенциал взаимопомощи среди тысяч пользователей российского Интернета, предоставил эффективный механизм, который превращал отдельные инициативы в скоординированную практику.
"Карта помощи" пострадавшим от пожаров www.russian-fires.ru в ноябре 2010 г. получила Премию Рунета в номинации "Государство и общество" за 2010 г.

За последние годы некоммерческий краудсорсинг не раз доказал свою эффективность именно в условиях чрезвычайных ситуаций: американцы интегрировали социальные сети в процесс предупреждения и ликвидации различного рода чрезвычайных ситуаций, мониторинга спасательных работ после взрыва нефтяной скважины в Мексиканском заливе, японцы создавали краудсорсинговый ресурс для сбора сведений о радиационном фоне в различных регионах страны.

В середине октября 2011 г. Сбербанк России объявил, что намерен использовать для управления технологию под названием "краудсорсинг". Руководство банка, воспользовавшись социальными сетями и инструментами коллективного отбора идей, призвало всех желающих поучаствовать в разработке своей стратегии развития. К краудсорсинговому проекту Сбербанка присоединились более ста тысяч человек, предложивших более 2500 идей, а глава банка Герман Греф заявил: "Краудсорсинг - это принципиально новый подход для решения сложных задач. Он опирается на инициативу и интеллект сотен, тысяч, а иногда и сотен тысяч участников. А задача проектирования будущего относится к разряду самых сложных, и ее решение без краудсорсинга всегда остается мечтанием и фантазированием. Мы с вами будем первыми в России, кто применит краудсорсинг для решения задач такого уровня сложности. Мы будем первыми в мире, кто попытается не только вовлечь в процесс краудсорсинга тысячи человек, но и создать "коллективный интеллект" национального масштаба".

Несколько лет назад на федеральном уровне констатировано, что современное информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Высокие технологии, в том числе информационные и телекоммуникационные, уже стали локомотивом социально-экономического развития многих стран, а обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации - одной из важнейших задач государств (Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации: утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212).

Виртуальные социальные сети охватывают все больше и больше пользователей. Практически ежедневно создаются сотни виртуальных сообществ по всему миру, привлекающие огромное количество пользователей. Среди разнообразных виртуальных сообществ выделяются те, которые построены на базе платформ, созданных по технологии краудсорсинга.
Помимо чрезвычайных ситуаций еще одной наиболее распространенной сферой некоммерческого краудсорсинга стало его использование в юридической практике.
Полиция любой страны может создать службу приема MMS-сообщений с фотографиями и видеозаписями фактов нарушения закона. В Японии такая система работает давно и успешно. Она оказывается эффективной уже при нынешнем уровне распространения в обществе портативных устройств с качественными камерами, а по мере развития каналов связи может быть принципиально усовершенствована. Доступность беспроводных широкополосных каналов делает возможной следующую схему: камера высокого разрешения фиксируется на одежде любого желающего и осуществляет непрерывную съемку в общественных местах. При этом данные в реальном времени передаются в облачное хранилище, где для обеспечения сохранности предусматривается невозможность их удаления в первые недели никакими способами. Эта система, несмотря на кажущуюся фантастичность, может быть создана уже в ближайшие годы.

Власти Западной Вирджинии (США) запустили приложение для iPhone и Android Suspicious Activity Reporting, с помощью которого бдительные граждане смогут эффективно сообщать полиции о разного рода подозрительных событиях. В случае каких-то чрезвычайных ситуаций нужно по-прежнему звонить 911. По операторике это практически SeeClickFix: нужно сфотографировать безобразие и нажать на кнопку "отправить". Можно анонимно. Приложение автоматически зафиксирует геокоординаты события и время отправки. Как пишет одно из изданий, "парковка не по правилам никогда не будет прежней".

С марта 2012 г. на сайте Госавтоинспекции МВД России предлагается выбрать изображение нового знака, предупреждающего об установке камер фото-, видеофиксации нарушений Правил дорожного движения. Сейчас Правила дорожного движения не предписывают информировать водителей об участках дорог, на которых установлены специальные технические средства, осуществляющие выявление и фиксацию правонарушений в области дорожного движения. В некоторых регионах устанавливаются информационные таблички, предупреждающие о ведущейся фото- и видеофиксации нарушений ПДД, но какого-либо единообразия среди них нет - в каждом регионе они разные, каждый регион устанавливает их на собственное усмотрение. В дальнейшем по результатам голосования эскиз, набравший наибольшее количество голосов, станет основой для разработки нового дорожного знака. Участники дорожного движения на адрес электронной почты могут прислать и свой вариант нового дорожного знака.

Экономический кризис в Исландии под воздействием глобальных событий в 2008 г. спровоцировал масштабные гражданские выступления с призывами переписать Конституцию, которая была принята в 1944 г., когда страна получила независимость от Дании. Исландская Конституция практически полностью была скопирована с датской. В текст документа были внесены только косметические правки ("король" заменили на "президент" и т.д.). Разумеется, две страны сильно отличаются друг от друга, что должно быть отражено в Конституции. В 2010 г. был создан Конституционный совет - инициативная группа из 25 граждан в сети Интернет, который разработал и опубликовал первый проект в апреле 2011 г. на своем сайте (http://stjornlagarad.is/frettir/lesa/item35451/), а затем позволил гражданам комментировать его через страницу Facebook (http://www.facebook.com/Stjornlagarad). Члены совета были также активны в Твиттере, размещали видео в YouTube и распространяли изображения в Flickr. Они не приглашали людей для написания комментариев на свой государственный сайт, а интегрировали законотворческий процесс в структуру популярных социальных сетей, потому что людям так гораздо удобнее. Результат не заставил долго ждать - страничка на Facebook была переполнена комментариями не только от исландцев, но и от граждан других стран, которые тоже хотели помочь.
Итоговый проект Конституции был представлен в августе 2011 г. в исландский парламент. Теперь проект может быть вынесен на референдум без рассмотрения парламентом. Таким образом, краудсорсинговый проект Конституции позволил решить в Исландии две политические проблемы: с одной стороны, государственная власть разделила политические риски от разработки и принятия нового конституционного проекта с гражданской общественностью, которая приняла участие в написании правил собственного бытия; с другой стороны - увеличила долю лояльного к своей деятельности населения, поскольку большинство граждан осознали, что их мнение значимо.

Определенный опыт инициативного создания научного проекта Конституции имеется и в России. По инициативе ряда ученых в течение пяти лет велись разработки, обсуждение и научное рецензирование, результат проделанной работы был представлен на конференции "Развитие России и конституционное строительство: теория, методология, проектирование", которая прошла 21 октября 2011 г.

В Великобритании единую краудсорсинговую платформу Jolitics.com создал основатель социальной сети Bebo Майкл Бирч (Michael Birch) для оптимизации законотворческой деятельности политическими активистами и представителями лобби. Ресурс копирует модель работы британского парламента - на нем предусмотрены стадии внесения проекта, его обсуждения и голосования. Изначально платформа позволит вносить только предложения в сфере общегосударственной политики, однако впоследствии планируется с его помощью обсуждать и вопросы местного значения.
Пользователи Jolitics смогут опубликовать на сайте предложение (аналог законопроекта) длиной не более 140 символов (аналогично записям в Twitter-микроблогах), а также его краткое описание. Остальные пользователи могут обсуждать "законодательную" инициативу в течение четырех недель, после чего она выставляется на голосование. Если предложение одобряют более 50% голосующих, оно может быть отослано члену парламента с указанием числа проголосовавших за него пользователей.
Изначально сеть Jolitics запущена в Великобритании, чему предшествовал тестовый период ее работы в Ирландии. Впоследствии разработчики планируют расширить Jolitics на другие страны.
На данный момент в Jolitics действует система закрытой регистрации: чтобы зарегистрироваться, необходимо получить приглашение от ее действующего участника либо записаться в лист ожидания и получить оповещение, когда сеть станет публичной. Участникам, присоединившимся к сети на ранней стадии, предоставляется возможность передавать свои голоса друзьям с похожими политическими взглядами, а также менять свое решение в голосовании.

Кроме того, в Великобритании существует правительственный сайт Number10. Политические активисты могут размещать на нем онлайн-петиции, которые при сборе более 500 подписей получают официальный ответ от властей. В декабре 2010 г. правительство страны заявило, что в случае сбора такой петицией более 100 тысяч подписей она станет предметом парламентских слушаний.

В феврале 2012 г. кандидат в Президенты РФ В.В. Путин, говоря о развитии демократических институтов в России, предложил ввести аналогичное правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в Интернете.

В США краудсорсинговые проекты объединены в рамках ресурса "Центр новых медиа и вовлечения граждан США" (http://www.howto.gov/), где создан путеводитель по разработке, планированию и имплементации сетевых гражданских проектов, направленных на эффективное взаимодействие с органами власти на федеральном, региональном и местном уровнях.

В качестве пилотного краудсорсинга в российском законотворчестве стала on-line-платформа общественной экспертизы и доработки Закона "Об образовании". Совершенствование проекта Закона проводилось силами открытого сетевого сообщества, в которое вошли эксперты в области образования, работники сферы общего образования (как учителя, так и администраторы, методисты), родители, а также представители других заинтересованных лиц (юристы, чиновники). В ходе этой работы члены сообщества осуществляли экспертизу и оценивали предложенный проект, комментировали положения проекта и предлагали свои идеи и формулировки отдельных пунктов для его улучшения.
Подготовка нового федерального закона, который бы комплексно регулировал отношения в сфере образования по всем уровням (дошкольное, общее и профессиональное образование), была запланирована как одно из завершающих (итоговых) мероприятий Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации в декабре 2004 г.
Размещенные на сайте Министерства материалы законопроекта вызвали большой интерес как у профессионального сообщества (образовательных учреждений, научных организаций, общественных объединений), так и у обычных граждан.
Мероприятия по общественному обсуждению законопроекта были начаты в сентябре 2010 г.: проведены парламентские слушания в Совете Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, слушания по проекту федерального закона в Общественной палате Российской Федерации; Российским союзом ректоров была организована Научно-практическая конференция "Современные подходы к формированию законодательных основ образования".
Рассматриваемая сетевая инициатива "Общественная экспертиза Закона об образовании" стала доступной для участников в мае 2010 г. по адресу: http://edu.crowdexpert.ru/. В рамках данного проекта была принята следующая политика включения участников в коллективную деятельность:
- любой желающий может прочитать все материалы проекта;
- полноценное участие в проекте (голосование, комментирование и создание собственных версий) возможно только после регистрации и полного заполнения профайла;
- решение о делегировании прав участнику принималось модератором на основании просмотра данных профайла.
Платформа общественной экспертизы сработала достаточно эффективно, благодаря методическому дизайну проекта, который заложили разработчики. Во-первых, при формировании сетевого сообществ были заложены принципы репрезентативности, чтобы сформировать сбалансированную выборку на уровне самостоятельного притока заинтересованных участников и не получить "учительский" или "родительский" закон. Во-вторых, постепенное включение участников в совместную деятельность через следующую последовательность шагов:
- от чтения проекта закона к комментированию отдельных пунктов - зарегистрированные участники могут оставлять свои комментарии;
- от комментирования к оцениванию - участники, показавшие заинтересованность и компетентность, получают возможность положительно или отрицательно оценивать отдельные пункты статей закона и получают статус соавторов общественной версии закона;
- от оценивания к самостоятельному творчеству - возможность для каждого участника предложить собственную авторскую версию каждого пункта статьи закона.
Важным мотивационным моментом (помимо собственно заинтересованности в результатах проекта) стала реализованная соревновательность авторов - в рамках предлагаемой методики, работа участников внутри системы оценивает и вклад каждого в комментирование, оценивание, создание собственных версий, что приводит к росту рейтинга участника. Также в проекте была предусмотрена возможность привлечения наиболее конструктивных и продуктивных участников к дальнейшей работе над законопроектом уже в составе коллектива официальных экспертов, занятых в традиционных off-line процессах законотворческой деятельности. В системе было реализовано автоматическое создание улучшенной версии проекта Закона: по результатам голосований участников по пунктам статей Закона и авторским версиям этих пунктов система формирует новый совокупный вариант, в который отбираются версии, получившие наиболее высокую оценку сообщества.

По результатам интернет-обсуждения текст проекта Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" доработан на основе представленных к нему замечаний и предложений (всего поступило более 1000 поправок, в обсуждении приняли участие почти 11 000 человек). Из него исключены отдельные дублирующие друг друга, а также излишне детализированные правовые нормы, это позволило сократить текст законопроекта почти в два раза.
В свою очередь, законопроектом сохраняются базовые принципы и нормы, закрепленные сейчас Законом Российской Федерации "Об образовании" (например, в части государственных гарантий реализации прав в области образования, мер социальной поддержки обучающихся и педагогических работников). Большинство из этих норм обеспечены действенными механизмами их реализации.
Новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" призван обеспечить стабильность и преемственность нормативной правовой базы в области образования, а также позволить эффективно совершенствовать и развивать в дальнейшем образовательное законодательство с учетом потребностей общества и экономического развития страны.
Законопроект в новой редакции опубликован на сайте Минобрнауки России, а также представлен на рассмотрение образовательного сообщества в июле 2011 г. Намечалось направить проект Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, субъекты Российской Федерации, профсоюзы и объединения работодателей. В новой версии законопроекта "Об образовании в Российской Федерации" учтены замечания и предложения, полученные в ходе общественного обсуждения, а также рекомендации комиссии по организации обсуждения проекта, представленные в докладе об итогах общественного обсуждения проекта Федерального закона. При этом особое внимание в новой версии уделено проработке формулировок законопроекта и используемым в нем терминам в части их точности и определенности, а также соответствию положений проекта Федерального закона существующим социально-экономическим условиям. Предполагается, что доработанный таким образом законопроект может быть рассмотрен на весенней сессии Государственной Думы в 2012 г.

Проект Закона версии 3.0.3 опубликован на сайте Минобрнауки 30 декабря 2011 г. Однако на момент завершения данной статьи (середина марта 2012 г.) законопроект в Государственную Думу еще не был внесен.

Более перспективной оказалась судьба другого законопроекта - проекта Федерального закона "О полиции". За время работы сетевой площадки www.zakonoproekt2010.ru с 7 августа по 15 сентября поступило около 21 тысячи комментариев; сайт посетили более 1,5 млн. человек. Законопроект был внесен на рассмотрение Государственной Думы 27 октября 2010 г., подписан Президентом РФ 7 февраля 2011 г., вступил в силу 1 марта 2011 г.

Правовые основы общественного обсуждения законопроектов и проектов нормативно-правовых актов в Интернете получили свое закрепление в Указе Президента РФ "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов" (Указ Президента РФ от 9 февраля 2011 г. N 167 "Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов"), а с 1 июня 2011 г. предоставлена возможность народного комментирования законопроектов на сайте Правительства (http://gov-gov.ru). Порядок проведения общественного обсуждения с использованием сети Интернет проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, затрагивающих основные направления государственной политики в области социально-экономического развития Российской Федерации, определен специальным Постановлением Правительства России (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. N 159 "Об утверждении Правил проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов").

Еще одной сферой применения некоммерческого (политического) краудсорсинга в юридической практике является мониторинг правоприменения. После подписания в декабре 2010 г. Министерством юстиции РФ и Санкт-Петербургским государственным университетом соглашения о сотрудничестве в области мониторинга правоприменения в рамках совместного проекта "Мониторинг правоприменения" в июне 2011 г. открыт новый интернет-ресурс (www.monitoring.law.edu.ru). Он предназначен для всестороннего обсуждения действующего в стране законодательства. Целью мониторинга является оценка того, как положения действующего законодательства применяются на практике, как их истолковывают правоприменительные органы и какие проблемы и сложности при этом возникают.
По мнению юристов СПбГУ, мониторинг проблем правоприменения в нашей стране с привлечением специалистов и заинтересованных лиц позволит выявить проблемные точки в отечественном законодательстве и ограничить коррупционные проявления в будущем. На сегодняшний день обсуждение доступно по вопросам земельного, налогового и трудового права. Однако в ближайшее время будут инициированы дискуссии и по другим направлениям юриспруденции.
По замыслу руководителей проекта, число его участников будет постоянно расти, в том числе за счет их привлечения в различные экспертные группы. По словам проректора СПбГУ и руководителя рабочей группы по реализации проекта В. Лукьянова, наиболее активные участники дискуссии могут быть включены в экспертный совет "Мониторинга правоприменения" для подготовки отчетов в Министерство юстиции РФ.

Как отметил в одной из своих программных статей кандидат в Президенты России В.В. Путин: "Уже сейчас мы используем практику размещения проектов законов в Интернете. Каждый может направить свое предложение или поправку. Они рассматриваются, а лучшие и содержательные - учитываются в финальной версии законопроекта. Такой механизм коллективного отбора оптимальных решений, или, как называют его эксперты, краудсорсинг, - должен стать нормой на всех уровнях".

Представляется, что перед современной конституционно-правовой наукой стоит задача осмысления краудсорсинга как новой формы непосредственной демократии и определения гарантий, связанных с реализацией конституционных прав и свобод граждан в процедуре краудсорсинга.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности