На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Право на осуществление банковской деятельности: требования и ограничения

16 Дек 2012 02:47

Сочетание частных и публичных начал является особенностью правового регулирования предпринимательской деятельности, в том числе банковской. При этом публично-правовой аспект выражается в установлении законодательных ограничений права на осуществление такой деятельности и требований к ее осуществлению.

Поскольку банковская деятельность затрагивает имущественные интересы неограниченного круга субъектов, в том числе государства, а также в силу своих особенностей может оказывать решающее влияние на экономические процессы в стране в целом, законодательно установленные требования и ограничения в отношении субъектов, осуществляющих такую деятельность, представляются объективно необходимыми.
При этом под требованиями к банковской деятельности предлагается понимать законодательно установленные обязательные к выполнению субъектами банковской деятельности условия ее организации и осуществления. В то же время обязательные требования необходимо отличать от ограничений права на ее осуществление. Обязательные требования не затрагивают в целом права на осуществление такой деятельности, устанавливая лишь особые условия его приобретения. Ограничения в сфере банковской деятельности - это установленные нормами права границы предпринимательской свободы субъектов банковской деятельности.
В совокупности законодательно установленные требования и ограничения представляют собой круг обязанностей субъектов, осуществляющих банковскую деятельность, и выступают элементом их правового статуса.
При этом законодательно установленные требования и ограничения, действующие в сфере банковской деятельности, не носят исчерпывающего характера, что обусловлено активным развитием предпринимательской деятельности в банковской сфере, сложностью и многоаспектностью складывающихся правоотношений, переплетением частных интересов кредитной организации как субъекта предпринимательской деятельности с публичными интересами.
Законодательно установленные требования и ограничения могут быть:
- общего характера, устанавливаемые применительно ко всем субъектам предпринимательской деятельности (государственная регистрация; ограничения, связанные с совершением определенных гражданско-правовых действий (ст. 575 ГК РФ));
- обусловленные спецификой осуществляемой деятельности (например, требования к организационно-правовой форме, учредительным документам, фирменному наименованию и др.; ограничения по совмещению должностей и пр.);
- связанные с публично-правовыми интересами;
- направленные на реализацию частных интересов.
К числу требований, связанных с приобретением статуса субъекта банковской деятельности, можно отнести:
1. Требования к организации банковской деятельности, государственной регистрации и лицензированию кредитных организаций:
- к фирменному наименованию кредитной организации, которое должно содержать указание на характер ее деятельности путем использования слов "банк" и "небанковская кредитная организация". В этой связи при рассмотрении заявления о государственной регистрации на Банк России возложена обязанность установления запрета на использование фирменного наименования, уже содержащегося в книге государственной регистрации кредитных организаций;
- к минимальному размеру уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации;
- к содержанию устава кредитной организации;
- к минимальному размеру собственных средств (капитала) кредитной организации;
- ограничение на использование при формировании уставного капитала кредитной организации привлеченных денежных средств, а также средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственности, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Так, в ст. 12 Закона о банках установлен специальный порядок регистрации кредитных организаций, в частности, решение о государственной регистрации указанных организаций принимает Банк России, который в особом порядке взаимодействует с уполномоченным регистрирующим органом. Кроме того, Банк России в целях осуществления им контрольных и надзорных функций ведет книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Тем не менее материалы судебной практики свидетельствуют о том, что регистрирующие органы не всегда учитывают особый порядок регистрации банков. Например, решением Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2005 г. по делу N А40-44788/05-121-422 суд отказал в удовлетворении заявления о признании незаконными действий налогового органа по внесению записи в Единый государственный реестр о государственной регистрации банка в связи с его ликвидацией, поскольку ответчиком в самостоятельном порядке принято решение о признании недействительной записи в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации коммерческого банка в связи с представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган на основании решения регистрирующего органа, о чем выдано свидетельство (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11 октября 2005 г. по делу N А40-44788/05-121-422). Данный факт, по мнению суда, свидетельствует о том, что нарушения законодательства, допущенные налоговым органом, в настоящее время устранены.

2. Требования и ограничения, связанные с непосредственным осуществлением банковской деятельности:
- требования к осуществлению банковских операций;
- требования, сопровождающие договорные отношения.
Так, например, согласно п. 5 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

В судебной практике многочисленными являются примеры, связанные с нарушением банками запрета на открытие счета организации в случае решения налогового органа о приостановлении операций по счетам этой организации (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2007 N 17АП-2792/2006-АК по делу N А71-5966/06-А18, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.10.2006 N А33-3193/06-Ф02-5207/06-С1 по делу N А33-3193/06, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.09.2003 N А29-1832/2003А).

По договорам, опосредующим банковскую деятельность, можно обозначить требования и ограничения, подлежащие выполнению при заключении договоров банковского счета, вклада, кредита, факторинга и др. Например, согласно п. 2 ст. 846 ГК РФ банк не вправе отказать клиенту в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами;
- к проведению бухгалтерского учета и отчетности, а также составлению и предоставлению бухгалтерской и статистической отчетности;
- по соблюдению обязательных нормативов, устанавливаемых Банком России;
- ограничения на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью. Указанный запрет не распространяется на заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами и предусматривающих либо обязанность одной стороны договора передать другой стороне товар, либо обязанность одной стороны на условиях, определенных при заключении договора, в случае предъявления требования другой стороне купить или продать товар, если обязательство по поставке будет прекращено без исполнения в натуре, а также на заключение договоров в целях выполнения функций центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности".

3. Требования и ограничения, предъявляемые к кандидатам на должности в органах управления кредитной организации:
- соответствие квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера и его заместителей;
- письменного уведомления Банка России обо всех предполагаемых назначениях на должности и об освобождении от должностей руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера, а также руководителя, заместителя руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера филиала кредитной организации. Письменное уведомление Банка России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета);
- к соответствию деловой репутации кандидатов на должности в органах управления кредитной организации;
- запрет на совмещение должностей.
Так, в соответствии со ст. 11 Закона о банках единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала, за исключением случая, когда кредитные организации являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами.
4. Требования и ограничения, направленные на обеспечение финансовой надежности и устойчивости:
- по созданию и выполнению обязательных резервов (фондов);
- по организации кредитной организацией внутреннего контроля, обеспечивающего надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций;
- по соблюдению банковской тайны;
- по соблюдению антимонопольных правил и запрет заключения соглашений и осуществление согласованных действий, направленных на монополизацию рынка банковских услуг, а также на ограничение конкуренции в банковской сфере;
- по проведению ежегодной аудиторской проверки;
- к опубликованию кредитной организацией в установленной Банком России форме и сроках информации о своей деятельности; о предоставлении и раскрытии отдельных видов информации о деятельности кредитной организации. Например, показательным является Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 августа 2008 г. N Ф04-4852/2008(9497-А27-43) по делу N А27-1467/2008-2, в соответствии с которым оспаривается решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово Кемеровской области о привлечении акционерного коммерческого банка "Банк Москвы" к налоговой ответственности за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. В частности, в решении суда подчеркивается, что справка о заработной плате проверяемого налоговым органом налогоплательщика - физического лица не относится к документам, за непредставление которых банк может быть привлечен к ответственности. Абзацем 4 ст. 26 Закона о банках установлено, что справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве. Следовательно, Законом не установлена обязанность банка предоставлять налоговому органу справки по операциям и счетам физических лиц (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 07.08.2008 N Ф04-4852/2008(9497-А27-43) по делу N А27-1467/2008-2);
- по обязательному страхованию вкладов физических лиц и др.
В частности, арбитражный суд отказал в удовлетворении заявления о признании недействительным ненормативного акта Банка России, касающегося вынесения отрицательного заключения о соответствии заявителя требованиям к участию в системе страхования вкладов, так как материалами дела установлено, что заявителем не был создан резерв на возможные потери по ссудам, была представлена недостоверная отчетность, нарушены обязательный норматив долгосрочной ликвидности и максимальный размер риска на одного заемщика (Постановление ФАС Московского округа от 14.08.2006, 21.08.2006 N КА-А40/7628-06 по делу N А40-58790/05-84-502).

6. Требования к организации, регистрации и деятельности кредитной организации с иностранными инвестициями:
- получение предварительного разрешения компетентного органа на создание коммерческой организации с иностранной инвестицией путем увеличения уставного капитала за счет средств иностранного инвестора/приобретения долей иностранным инвестором. Таким государственным органом выступает Правительство Российской Федерации (Статья 14 ФКЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. от 2 марта 2007 г.)), совместно с отраслевым контролирующим органом. Кроме того, контроль над экономической концентрацией осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФЗ от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Приказом ЦБ РФ от 23 апреля 1997 г. N 02-195 введено в действие положение "Об особенностях регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями и порядке получения предварительного разрешения Банка России на увеличение уставного капитала зарегистрированной кредитной организации за счет средств нерезидента". В соответствии с положением, Банк России выдает предварительное разрешение на создание кредитной организации с иностранными инвестициями. При рассмотрении вопроса о выдаче разрешения учитывается: уровень использования квоты участия иностранного капитала в банковской системе России; финансовое положение и деловая репутация учредителей-нерезидентов; очередность подачи заявления.

Банк России может принимать во внимание размер иностранных инвестиций в банковской системе России из государств места нахождения учредителей, а также характер двусторонних отношений между Россией и государством места нахождения каждого из учредителей;
- связанные с государственной регистрацией кредитных организаций с иностранными инвестициями.
Применительно к отдельным сферам хозяйствования законодательство по-прежнему предусматривает необходимость представления в регистрирующие органы дополнительные документы к требуемым в общем порядке. Речь, прежде всего, идет об организациях, создаваемых в разрешительном порядке. Так, помимо обозначенных в ст. 14 Закона о банках документов, иностранное юридическое лицо представляет: решение о его участии в создании кредитной организации на территории РФ или об открытии филиала банка; документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением; письменное согласие соответствующего контрольного органа. Иностранное физическое лицо представляет подтверждение о его платежеспособности (ст. 17 Закона о банках).
Следует отметить, что ранее дополнительным требованием являлся повышенный размер уставного капитала. В настоящее время требование о повышенном размере уставного капитала коммерческой организации с иностранными инвестициями отменено либо не применяется. Так, Закон о банках предусматривал право Центрального банка Российской Федерации устанавливать дополнительные требования относительно минимального размера уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций с иностранными инвестициями. Минимальный размер уставного капитала для кредитных организаций с иностранными инвестициями составлял 10 млн. евро (П. 12 Приказа ЦБ РФ от 23.04.1997 N 02-195 "О введении в действие положения об особенностях регистрации кредитных организаций с иностранными инвестициями..."). Эта норма перестала действовать с 1 января 2007 г. (ФЗ от 03.05.2006 N 60-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"..."). С 20 марта 2002 г. Центральный банк Российской Федерации ежегодно устанавливает для всех вновь создаваемых кредитных организаций одинаковый размер уставного капитала, независимо от наличия или отсутствия в них иностранного участия.
- введение квоты участия иностранного капитала.
Одним из ограничений является введение квоты на участие иностранного капитала. Так, в банковской сфере установленная квота в 12% была отменена в 2002 г. (Указание Центрального банка РФ от 04.11.2002 N 1204-у "О признании утратившим силу пункта 3 положения Банка России..."). В Законе о банках право на введение квоты сохраняется. Размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе Российской Федерации устанавливается федеральным законом по предложению Правительства Российской Федерации, согласованному с Банком России (абзац 1 ст. 18 Закона). Указанная квота рассчитывается как соотношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам, в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности