На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Порядок представления документов при государственной регистрации

13 Ноя 2012 13:30

Комментарий к статье 9 Федерального закона от 8 августа 2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Порядок представления документов при государственной регистрации

1. Пункт 1 комментируемой статьи называет способы направления документов в регистрирующий орган с целью их государственной регистрации. Такими способами являются:
- пересылка документов почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения;
- непосредственное представление в регистрирующий орган;
- направление в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Последний способ направления документов в регистрирующий орган появился недавно в связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и еще недостаточно часто используется заявителями на практике. Поэтому рассмотрим его подробнее.
Порядок направления в регистрирующий орган документов в электронной форме утвержден Приказом ФНС РФ от 12 августа 2011 г. N ЯК-7-6/489@ "Об утверждении Порядка направления в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг".
Участниками электронного взаимодействия при направлении электронных документов в регистрирующий орган являются:
- физические лица, которые в соответствии с комментируемой статьей могут быть заявителями при государственной регистрации ЮЛ или ИП;
- нотариусы, а также лица, замещающие временно отсутствующих нотариусов;
- инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, межрайонные инспекции ФНС России, осуществляющие государственную регистрацию ЮЛ, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве ИП.
В процессе электронного взаимодействия участники обмениваются следующими электронными документами:
- документами, необходимыми для государственной регистрации ЮЛ, крестьянского (фермерского) хозяйства, физического лица в качестве ИП;
- сообщениями о доставке электронных документов;
- сообщениями о невозможности обработки электронных документов;
- распиской в получении электронных документов;
- документами, сформированными регистрирующим органом в связи с внесением записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- учредительными документами юридического лица, подписанными электронной подписью регистрирующего органа;
- решением об отказе в государственной регистрации.
Электронные документы, которыми обмениваются участники электронного взаимодействия, подписываются электронной подписью в соответствии с требованиями ФЗ "Об электронной подписи". В связи с этим авторам представляется необходимым обратить внимание на следующее. В настоящее время можно встретить упоминание о двух понятиях - электронная подпись и электронная цифровая подпись. Дело в том, что до 1 июля 2012 года применяется понятие электронной цифровой подписи в соответствии с ФЗ "Об ЭЦП". Однако следует учитывать, что ФЗ "Об ЭЦП" утрачивает силу с 1 июля 2012 года в связи с изданием ФЗ "Об электронной подписи". То есть, при отправке документов в регистрирующий орган в электронной форме с 1 июля 2012 года будет использоваться электронная подпись.
В силу ФЗ "Об ЭЦП" электронный документ - это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме. Под электронной цифровой подписью понимается реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе. Владельцем сертификата ключа подписи является физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа подписи и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи, позволяющим с помощью средств электронной цифровой подписи создавать свою электронную цифровую подпись в электронных документах (подписывать электронные документы). Средствами электронной цифровой подписи могут быть аппаратные и (или) программные средства, обеспечивающие реализацию хотя бы одной из следующих функций:
- создание электронной цифровой подписи в электронном документе с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи;
- подтверждение с использованием открытого ключа электронной цифровой подписи подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;
- создание закрытых и открытых ключей электронных цифровых подписей.
Сертификатом средств электронной цифровой подписи называется документ на бумажном носителе, выданный в соответствии с правилами системы сертификации для подтверждения соответствия средств электронной цифровой подписи установленным требованиям.
Пользователем сертификата ключа подписи является физическое лицо, использующее полученные в удостоверяющем центре сведения о сертификате ключа подписи для проверки принадлежности электронной цифровой подписи владельцу сертификата ключа подписи.
Согласно ст. 4 ФЗ "Об ЭЦП" электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
- сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
- подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
- электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.
Обращаем внимание, что согласно ФЗ "Об электронной подписи", кстати, имеющему более широкую область применения, увеличивается количество видов электронной подписи (простая электронная подпись, усиленная электронная подпись - квалифицированная и неквалифицированная).
Направление электронных документов в регистрирующий орган осуществляется двумя способами:
- через сайт ФНС России;
- посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг.
Датой получения электронных документов регистрирующим органом является дата, указанная в расписке в получении электронных документов. Электронные документы, адресованные заявителю, направляются по адресу электронной почты, указанному при направлении электронных документов в регистрирующий орган.
Итак, подать документы на государственную регистрацию ЮЛ или ИП можно непосредственно на официальном сайте ФНС России в сети Интернет (http:// nalog.ru/ el_usl/ gosreg_eldocs). Однако надо заметить, что указанный сервис пока действует не для всех регионов (список регионов можно уточнить также на сайте ФНС России). На сайте ФНС России даны следующие разъяснения о порядке подачи документов в электронной форме, включающие в себя выписки из Приказа ФНС РФ от 12 августа 2011 г. N ЯК-7-6/489@:
- направление электронных документов в регистрирующий орган осуществляется заявителем или нотариусом, которые обязательно должны иметь сертификат ключа подписи (СКП), обеспечивающий электронную подпись по алгоритму ГОСТ Р 34.11/34.10-2001;
- заявителям сертификат ключа подписи выдается организациями, которые выпускают сертификаты ключей подписи для использования в информационных системах общего пользования (в соответствии с ФЗ "Об ЭЦП") и являются удостоверяющими центрами, входящими в сеть доверенных удостоверяющих центров, участником которой является ФНС России;
- заявителями также могут быть использованы сертификаты ключа подписи, выданные для передачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи;
- нотариусам СКП выдается удостоверяющим центром Федеральной нотариальной палаты;
- сертификат ключа подписи используется для подписи направляемых документов и для авторизации в режиме "Подача электронных документов на государственную регистрацию" на сайте ФНС России для аутентификации отправителя.
ИП, имеющим электронную цифровую подпись, при подаче документов на государственную регистрацию в электронной форме подаются:
- заявление о регистрации - в виде файла формата Excel или Word;
- иные документы, представляемые вместе с заявлением, в том числе документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законодательством случаях, - в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образами документов.
Следует помнить, что документы, содержащие несколько листов, сканируются в один файл. Сканирование образов документов осуществляется с учетом следующих требований:
- формат изображения - BW;
- разрешение - 300*300dpi;
- глубина цвета - 1 бит;
- формат готового файла - многостраничный TIF.
Каждый из сформированных файлов подписывается ЭЦП.
Для ЮЛ и ИП, не имеющих ЭЦП, документы подаются в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образами документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ:
- файл с отсканированным образом заявления (уведомления, сообщения) подписывается ЭЦП нотариуса, засвидетельствовавшего подпись заявителя на заявлении (уведомлении, сообщении) в установленном законодательством РФ порядке;
- файлы с образами иных документов, в том числе документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, подписываются ЭЦП нотариуса.
Для ЮЛ, имеющих ЭЦП, направление электронных документов нотариусом осуществляется в виде файлов с отсканированными с бумажных носителей образами документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ, а именно:
- файл с отсканированным образом заявления (уведомления, сообщения) подписывается ЭЦП нотариуса, засвидетельствовавшего подпись заявителя на заявлении (уведомлении, сообщении) в установленном законодательством РФ;
- файлы с образами иных документов, в том числе документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, подписываются ЭЦП заявителя (одного из заявителей) либо ЭЦП нотариуса.
Направление электронных документов может осуществляться как заявителем, так и по согласованию с ним нотариусом.
При необходимости получения после государственной регистрации ЮЛ при создании (в том числе путем реорганизации) или изменений в учредительные документы ЮЛ копий учредительных документов (изменений учредительных документов) в регистрирующий орган в электронной форме направляется:
- запрос о предоставлении копии документа - в виде файла формата Word либо в виде файла с отсканированным с бумажного носителя образом запроса, составленного рукописным текстом;
- документ, подтверждающий плату за предоставление копии документа - в виде файла с отсканированным с бумажного носителя образом документа.
Указанные выше файлы подписываются ЭЦП заявителя, а при ее отсутствии - ЭЦП нотариуса.
Обращаем внимание, что подготовить заявление (уведомление, сообщение) в электронном виде можно с помощью специализированного бесплатного программного обеспечения, размещенного на официальном сайте ФНС России (http://www.nalog.ru/ el_usl/ no_software/ 3776251/).
Перечисленные выше документы для государственной регистрации, а также соответствующие им файлы с содержимым ЭЦП заявителя или нотариуса, упаковываются в zip-архив (транспортный контейнер), который можно подготовить на основе программного обеспечения, упомянутого выше. Далее документы отправляются путем нажатия соответствующей ссылки на сайте ФНС России (http:// www.nalog.ru/ el_usl/ gosreg_eldocs/).
После отправления документов в электронном виде, заявителю в режиме on-line направляется сообщение, содержащее уникальный номер, подтверждающий доставку документов в Межрегиональную инспекцию ФНС России по централизованной обработке данных. Такой уникальный номер необходимо сохранить (записать, скопировать в текстовый редактор и т.д.). На сайте ФНС России в разделе "Информирование о результатах обработки поданных электронных документов", указав уникальный номер, заявитель сможет получать информацию о прохождении электронных документов в регистрирующем органе, а также направляемые ему электронные документы. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения электронных документов регистрирующим органом, заявителю по адресу электронной почты направляется транспортный контейнер, содержащий файл с распиской в получении электронных документов, подписанной ЭЦП уполномоченного лица регистрирующего органа. Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРИП и ЕГРЮЛ, постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе, решение об отказе в государственной регистрации, подготовленные регистрирующим органом в электронном виде, подписанные ЭЦП уполномоченного лица регистрирующего органа, направляются заявителю по адресу электронной почты в транспортном контейнере. При этом указанные документы на бумажном носителе выдаются (направляются) заявителю по его запросу, который может быть сформирован при направлении электронных документов в регистрирующий орган или представлен в регистрирующий орган после государственной регистрации.
Согласно п. 1 комментируемой статьи подать на государственную регистрацию документы в электронный форме можно также через Единый портал государственных и муниципальных услуг, размещенный в сети Интернет по адресу http://www.gosuslugi.ru/.
В силу ст. 21 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах.
Обращение за получением государственной или муниципальной услуги и предоставление государственной или муниципальной услуги могут осуществляться с использованием электронных документов, подписанных электронной подписью в соответствии с требованиями ФЗ "Об электронной подписи" и требованиями ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". При этом виды электронных подписей, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, и порядок их использования устанавливаются Правительством РФ. Понятие электронной подписи раскрывалось в комментарии к п. 5 ст. 7.1 комментируемого Закона.
Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861 утверждено Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". В соответствии с упомянутым нормативным правовым актом Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:
- доступ физических лиц и организаций к сведениям о государственных и муниципальных услугах, функциях по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, содержащимся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)";
- предоставление заявителям в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также предоставление таких услуг учреждениями (организациями);
- учет обращений заявителей, связанных с функционированием единого портала, в том числе возможность для заявителей оставить в электронной форме отзыв о качестве предоставления государственных и муниципальных услуг (осуществления функций), а также предоставления таких услуг учреждениями (организациями).
Оператором портала является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.
Предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием указанного портала осуществляется в отношении заявителей, прошедших процедуру регистрации и авторизации с использованием предусмотренной Постановлением Правительства РФ от 8 июня 2011 г. N 451 федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме". Подача заявителем заявлений и документов в электронной форме осуществляется путем заполнения интерактивных форм заявлений и документов.
Рассмотрим, как реализация всех вышеуказанных требований осуществляется на практике. Для того, чтобы подать документы для государственной регистрации в регистрирующий орган в электронной форме посредством Единого портала государственных услуг ИП или уполномоченное лицо ЮЛ должны пройти процедуру авторизации:
- по паролю;
- по электронной подписи;
- по RUTOKEN CSP.
При этом процедура получения пароля представляет из себя следующий перечень действий:
- заполнить анкету, размещенную на Едином портале государственных и муниципальных услуг (http:// esia.gosuslugi.ru/ sia-web/ rf/ registration/ lp/ Index.spr): кроме фамилии, имени и отчества необходимо указать страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда России и ИНН заявителя;
- придумать и ввести пароль, подтверждение пароля, секретный вопрос и ответ на него;
- выбрать способ получения кода активации личного кабинета: доставка ФГУП "Почта России", получение в Центре продаж и обслуживания клиентов ОАО "Ростелеком", для ИП - с помощью носителя электронной подписи, выданного доверенным удостоверяющим центром ФНС России;
- после получения кода активации необходимо произвести активацию личного кабинета на Едином портале государственных и муниципальных услуг;
- найти соответствующий раздел в каталоге услуг (государственная регистрация ИП, государственная регистрация юридического лица при создании и т.п.);
- следовать инструкциям, размещенным в соответствующем разделе.
Порядок формирования и отправки документов на государственную регистрацию через Единый портал государственных и муниципальных услуг аналогичен порядку, описанному выше в отношении сайта ФНС России.
2. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 утверждены формы документов, используемые при государственной регистрации ЮЛ, а также формы документов, используемые при государственной регистрации физических лиц в качестве ИП, при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП, при внесении изменений в сведения об ИП, содержащиеся в ЕГРИП. Кроме того, указанным Постановлением утверждены Требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации ЮЛ и ИП. В первую очередь, указанные требования касаются документов, направляемых в регистрирующий орган на бумажном носителе. Напоминаем, что для подготовки документов можно использовать программное обеспечение, размещенное для бесплатного использования на официальном сайте ФНС РФ. Назовем самые основные из требований к оформлению документов.
Итак, документы на бумажном носителе, а также приложения к ним заполняются от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. Заявление, уведомление или сообщение заполняются в одном экземпляре и представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем либо направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при пересылке и описью вложения. На конверте рекомендуется сделать пометку "Регистрация". Подлинность подписи заявителя на заявлении, уведомлении и сообщении, формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, свидетельствуется нотариально. Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в регистрирующий орган в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки. Расписка (приложение к заявлению), в которой содержится наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации ЮЛ, а также ИП, готовится заявителем в 2-х экземплярах.
Здесь необходимо сказать также о том, что в силу Приказа МНС РФ от 22 июля 2004 г. N САЭ-3-09/436@ "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах" в городах с численностью населения не ниже 1 млн. человек разрешается создавать Единые регистрационные центры. Создание Единых регистрационных центров допускается при возможности обеспечения в них организации работы по регистрации и учету ЮЛ и физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП в соответствии с требованиями, содержащимися в указанном выше Приказе.
При этом Единые регистрационные центры выполняют:
- все виды регистрационных действий, предусмотренные законодательством, регулирующим вопросы государственной регистрации ЮЛ и физических лиц в качестве ИП (в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств);
- отдельные функции по учету организаций и физических лиц, зарегистрированных в качестве ИП (в том числе глав крестьянских (фермерских) хозяйств), место нахождения или место жительства которых находится на территории, подведомственной Центру.
Например, Едиными регистрационными центрами осуществляется государственная регистрация ЮЛ и ИП в соответствии с комментируемым Законом, ГК РФ, иными нормативными правовыми актами. Не осуществляются регистрационные действия по ЮЛ, в отношении которых установлен специальный порядок регистрации в соответствии со ст. 10 комментируемого Закона.
Кроме того Едиными регистрационными центрами осуществляется:
- ведение территориальной части ЕГРЮЛ и ЕГРИП на бумажных и электронных носителях в соответствии с Правилами ЕГРЮЛ и Правилами ЕГРИП;
- прием сведений, поступающих из судов, налоговых органов, государственных внебюджетных фондов, иных органов государственной власти в электронном виде или на бумажных носителях в соответствии с установленным порядком, и внесение этих сведений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
- передача сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в электронном виде в Управление МНС России по субъекту РФ в порядке, установленном МНС России, с целью формирования региональных частей ЕГРЮЛ и ЕГРИП.
- Единые регистрационные центры представляют сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП:
- в территориальные органы государственных внебюджетных фондов, в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного статистического учета, в соответствии с установленными порядками взаимодействия;
- по запросам любого заинтересованного лица на бумажных носителях в соответствии с Правилами ведения ЕГРЮЛ и Правилами ведения ЕГРИП;
- территориальным органам государственной власти, органам местного самоуправления, правоохранительным органам, судам на бумажных носителях в соответствии с установленным порядком.
Единые регистрационные центры осуществляют хранение регистрационных дел ЮЛ, ИП, направляют регистрационные дела, а также файлы выгрузки в форматах ЕГРЮЛ, ЕГРИП, содержащих все записи, внесенные в ЕГРЮЛ, ЕГРИП, в соответствующие регистрирующие органы в связи с переменой места нахождения ЮЛ (в том числе с переменой места нахождения в связи с реорганизацией), с переменой места жительства ИП в случае, если новое место нахождения юридического лица или место жительства ИП не находится на территории, подведомственной Единому регистрационному центру.
Полный перечень функций, которые могут осуществлять Единые регистрационные центры, а также порядок передачи им функций налоговыми органами установлен Приказом МНС РФ от 22 июля 2004 г. N САЭ-3-09/436@ "О совершенствовании организации работы по регистрации и учету юридических лиц и физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в Единых регистрационных центрах и в налоговых органах".
Начиная со дня передачи функций по государственной регистрации ЮЛ и ИП Единому регистрационному центру, налоговые органы не вправе осуществлять следующие функции:
- принимать документы для государственной регистрации ЮЛ и ИП (за исключением документов, поступивших по почте);
- осуществлять действия, связанные с государственной регистрацией ЮЛ и ИП, в том числе по ведению ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также по предоставлению сведений из этих информационных ресурсов;
- рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ;
- участвовать в суде в качестве истцов по основаниям, предусмотренным ст. 25, 26 комментируемого Закона, а также в качестве ответчиков по делам, касающимся вопросов государственной регистрации, возникшим со дня передачи функций по государственной регистрации ЮЛ и ИП Единому регистрационному центру.
3. Выше упоминалось о том, что подпись заявителя на заявлении, уведомлении или сообщении, подготовленном по формам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, заверяется нотариусом. Исключение составляет случай, указанный в абз. 2 п. 1.2 комментируемой статьи. Кроме того, большинство форм содержат разделы "Сведения о заявителе", где указываются паспортные данные заявителя, включая сведения о дате и месте рождения и адресе места проживания, а также ИНН и контактные номера телефонов. Заявитель, подписывая заявление, принимает на себя ответственность за достоверность представляемых в регистрирующий орган сведений, за соблюдение ЮЛ или ИП требований законодательства при подготовке и утверждении документов. Так, например, в разделе 12 формы Р11001 (заявление о государственной регистрации ЮЛ при создании) заявитель своей подписью подтверждает, что:
- представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам ЮЛ данной организационно-правовой формы (ОПФ);
- сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны;
- при создании соблюден установленный для ЮЛ данной ОПФ порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевого фонда), на момент государственной регистрации;
- в установленных законом случаях вопросы создания ЮЛ согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Нотариус свидетельствует подлинность подписи на документе, содержание которого не противоречит законодательным актам РФ. При этом нотариус не удостоверяет фактов, изложенных в документе, а лишь удостоверяет, что подпись сделана определенным лицом. Отметим также, что при свидетельствовании верности копий документов, исходящих от ЮЛ, нотариус проверяет наличие необходимых реквизитов на этих документах, в частности даты составления (принятия) документа, подписи (подписей) должностного лица (должностных лиц), печати. При свидетельствовании подлинности подписей должностных лиц организаций нотариус устанавливает личность должностных лиц и их полномочия на право подписи. В подтверждение полномочий нотариусу представляются:
- приказ о назначении или протокол об избрании (назначении) должностного лица;
- устав (положение) или иной учредительный документ организации, утвержденный в установленном порядке;
- свидетельство о регистрации юридического лица;
- в необходимых случаях доверенность или иной документ о наделении должностного лица соответствующими полномочиями.
Свидетельствуя подлинность подписи подписавшегося за лицо, которое не может собственноручно подписаться вследствие физических недостатков, болезни или по другим причинам, нотариус устанавливает личность как лица подписавшегося, так и того, за которое это лицо подписывается, а также проверяет их дееспособность.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" ввел в п. 1.2 комментируемой статьи новое положение, согласно которому заверять подпись на заявлении о государственной регистрации ИП у нотариуса больше не требуется. Но это правило действует только в том случае, если предприниматель (будущий предприниматель) самостоятельно представляет документы непосредственно в регистрирующий орган с одновременным предъявлением паспорта. Если ИП (будущий ИП) направляет документы по почте, то заверить подлинность его подписи у нотариуса нужно обязательно.
4. Пункт 1.3 комментируемой статьи определяет круг лиц, имеющих право быть заявителями при государственной регистрации ЮЛ. Надо заметить, что в Приказе ФНС РФ от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@ "О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя" четко указаны лица, которые могут быть заявителями при государственной регистрации ЮЛ. Таким образом, руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого ЮЛ (например, участник полного товарищества или полный товарищ в товариществе на вере; управляющий, осуществляющий функции единоличного исполнительного органа на основании договора), может быть заявителем в следующих случаях:
- при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЮЛ;
- при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о ЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
- при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного ЮЛ;
- при государственной регистрации ЮЛ, создаваемого путем реорганизации.
Необходимо также учитывать, что при реорганизации ЮЛ заявителем является:
- при государственной регистрации ЮЛ, создаваемого путем реорганизации в форме слияния, - один из руководителей постоянно действующих исполнительных органов ЮЛ, прекращающих деятельность в результате реорганизации, или иные лица, имеющие право без доверенности действовать от имени этих ЮЛ;
- при государственной регистрации ЮЛ, создаваемого путем реорганизации в форме выделения, - руководитель постоянно действующего исполнительного органа реорганизованного ЮЛ или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени ЮЛ;
- при государственной регистрации ЮЛ, создаваемого путем реорганизации в форме преобразования или разделения, - руководитель постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ, прекращающего деятельность в результате реорганизации, или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого ЮЛ.
При создании ЮЛ заявителями могут быть:
- учредитель (учредители) ЮЛ;
- руководитель ЮЛ, выступающего учредителем регистрируемого ЮЛ.
Законодатель наделяет полномочиями заявителя также иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления:
- при государственной регистрации ЮЛ при создании;
- при государственной регистрации ЮЛ, создаваемого путем реорганизации;
- при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы ЮЛ;
- при внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о ЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;
- при внесении записи о прекращении деятельности присоединенного ЮЛ;
- при государственной регистрации прекращения деятельности унитарного предприятия в связи с продажей его имущественного комплекса.
Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор), конкурсный управляющий могут быть заявителями при ликвидации ЮЛ.
Как пояснялось выше, заявителем при внесении изменений в учредительные документы и в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, является руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого ЮЛ. То есть, если уполномоченный орган ЮЛ переизберет руководителя организации, то исходя из смысла п. 1.3 комментируемой статьи, заявителем при подаче заявления о государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ (данные о новом директоре) будет являться новый руководитель. Однако как показывает практика, регистрирующий орган нередко отказывает в регистрации таких документов, ссылаясь на то, что заявителем может являться только лицо, сведения о котором уже содержатся в ЕГРЮЛ (т.е. старый директор).
По данному вопросу суды приходят к выводу, что заявление о внесении изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, полномочен подписывать именно новый единоличный исполнительный орган, т.к. права и обязанности руководителя возникают с момента принятия решения уполномоченным органом юридического лица и прекращаются с момента принятия решения о прекращении полномочий этого лица. Поэтому после избрания нового директора, старый руководитель уже не вправе без доверенности действовать от имени организации, в том числе подписывать заявление о внесении в государственный реестр сведений о новом руководителе (см. решение ВАС РФ от 29 мая 2006 г. N 2817/06, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 мая 2006 г. по делу N А38-6747-12/407-2005(12/62-2006), Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2010 г. по делу N А45-3050/2010, Постановление ФАС Московского округа от 12 июля 2006 г., 19 июля 2006 г. N КГ-А41/4254-06-1 по делу N А41-К2-26302/05).
5. Пункт 1.4 комментируемой статьи дополняет п. 1.3 и определяет круг лиц, которые имеют право быть заявителями при внесении в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью. Такими лицами являются:
- участник общества;
- учредитель (участник) ликвидированного ЮЛ - участника общества, имеющий вещные права на его имущество или обязательственные права в отношении этого ликвидированного ЮЛ;
- правопреемник реорганизованного ЮЛ;
- нотариус.
В силу п. 1.5 комментируемой статьи в качестве заявителя при государственной регистрации ИП может быть только сам ИП или гражданин, собирающийся зарегистрироваться в качестве ИП.
6. Согласно п. 2 комментируемой статьи датой представления документов при осуществлении государственной регистрации ЮЛ или ИП будет являться:
- при непосредственном представлении документов в регистрирующий орган - дата их фактической подачи в регистрирующий орган;
- при почтовом отправлении или отправлении документов в электронной форме через сайт ФНС РФ или Единый портал государственных и муниципальных услуг - дата получения документов регистрирующим органом.
Дата получения документов регистрирующим органом и перечень документов фиксируются в журнале поступающих документов. С даты представления документов в регистрирующий орган начинает течь 5-дневный срок для государственной регистрации, установленный п. 1 ст. 8 комментируемого Закона.
7. При получении документов регистрирующий орган обязан предоставить заявителю 1 экземпляр расписки о получении документов (второй экземпляр остается в регистрирующем органе - при направлении заявителем документов на бумажном носителе) с указанием перечня и даты получения документов. С даты, указанной в расписке, начинает течь срок государственной регистрации. Существуют разные способы и сроки передачи заявителю расписки - в зависимости от того, каким образом были направлены документы в регистрирующий орган:
- если документы были представлены непосредственно в регистрирующий орган заявителем или доверенным лицом, то расписка отдается сразу при получении документов заявителю или доверенному лицу;
- если документы направлялись в регистрирующий орган по почте, то расписка высылается также по почте в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении;
- если документы были переданы в электронной форме через сайт ФНС РФ или Единый портал государственных и муниципальных услуг, то расписка направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов.
8. Пунктом 4 комментируемой статьи законодатель устанавливает очень важное правило: принимая документы на регистрацию, регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме тех, которые предусмотрены комментируемым Законом. Однако налоговые инспекции часто не выполняют это требование и, например, просят предоставить учредителям вновь создаваемого юридического лица правоустанавливающие документы на адрес его места нахождения (гарантийные письма, договора аренды и т.п.).
Как показывает судебная практика, суды, рассматривая подобные споры, правомерно указывают на незаконность таких требований регистрирующего органа, подчеркивая, что его права ограничены п. 4 комментируемой статьи (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 июля 2010 г. по делу N А46-19027/2009, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 января 2011 г. по делу N А05-3092/2010, Постановление ФАС Уральского округа от 25 февраля 2010 г. N Ф09-850/10-С4 по делу N А47-5952/2009).
Однако имеется и противоположная судебная практика, когда суды принимают решение о необходимости предоставления в регистрирующий орган документов, прямо не предусмотренных комментируемым Законом. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. N Ф09-10617/2007-С4 по делу N А60-10531/2007-С10 содержится вывод о том, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества относительно уменьшения уставного капитала общества, в регистрирующий орган должны представляться доказательства уведомления кредиторов, включая публикации в соответствующих печатных изданиях.
9. В силу п. 4.1 комментируемой статьи регистрирующий орган лишен права проверять на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам РФ форму документов, представленных на государственную регистрацию, и содержащиеся в представленных документах сведения. Исключение составляет заявление о государственной регистрации. Напоминаем, что за необоснованный, то есть не соответствующий основаниям, указанным в ст. 23 комментируемого Закона, отказ в государственной регистрации должностные лица регистрирующих органов несут ответственность, установленную законодательством РФ.
10. Согласно п. 5 комментируемой статьи регистрирующий орган вправе требовать нотариального удостоверения документов, представляемых на государственную регистрацию, только в случаях, предусмотренных комментируемым Законом. Анализ статей комментируемого Закона позволяет сделать вывод о том, что нотариальному удостоверению подлежат следующие документы:
- заявления, уведомления и сообщения, формы которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439 - нотариально удостоверяется подпись заявителя;
- согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве ИП, - в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве ИП, является несовершеннолетним;
- копии документов, представляемых в регистрирующий орган физическим лицом для регистрации в качестве ИП в соответствии со ст. 22.1 комментируемого Закона, за исключением случая, если заявитель представляет документы в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности копий соответствующий документ в подлиннике;
- копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об ИП, за исключением случая, если заявитель представляет ее в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности указанной копии соответствующий документ в подлиннике - при представлении документов для внесения в ЕГРИП изменений, касающихся сведений об ИП.

Перейти к оглавлению: Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности