На главную Статьи и законы
Юридические услуги в Москве

Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом

13 Ноя 2012 09:14

Комментарий к статье 7.1 Федерального закона от 8 августа 2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Порядок опубликования сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. В соответствии с ФЗ от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ комментируемый Закон дополнен ст. 7.1, которая вступит в силу с 1 января 2013 года. Указанной статьей наряду с ЕГРЮЛ предусмотрено создание и ведение нового реестра - ЕФРСЮЛ. Как видно из содержания п. 1 комментируемой статьи, ЕФРСЮЛ будет содержать информацию о ЮЛ, а именно:
- сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ;
- иные сведения, указанные в п. 7 комментируемой статьи.
Напоминаем, что перечень сведений о юридическом лице, подлежащий опубликованию, содержится в ч. 2 Постановления Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 и содержит:
- полное наименование ЮЛ;
- идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет (ИНН/КПП);
- государственный регистрационный номер записи и дата внесения ее в ЕГРЮЛ;
- наименование и адрес органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица;
- адрес (место нахождения) ЮЛ.
2. ЕФРСЮЛ является федеральным ресурсом. То есть, собственником его является Россия. Понятие "информационного ресурса" раскрывалось в комментарии к ст. 4 Закона. Законодатель установил, что формирование ЕФРСЮЛ осуществляется посредством внесения в него сведений, предусмотренных комментируемым Законом.
В соответствии с ФЗ от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ с 1 января 2013 года абз. 1 п. 2 ст. 28 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" будет изложен в новой редакции, которая, в частности, устанавливает, что неотъемлемой частью ЕФРСЮЛ будет являться Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
Так же как и в отношении ЕГРЮЛ и ЕГРИП при ведении ЕФРСЮЛ применяются принципы общедоступности и открытости сведений, содержащихся в нем. Однако здесь также будет применен и принцип конфиденциальности в отношении сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ.
Сведения, содержащиеся в ЕФРСЮЛ, будут размещаться в сети Интернет.
Особый порядок предусмотрен комментируемой статьей для определения оператора ЕФРСЮЛ. Законодатель установил, что им может быть любое ЮЛ, которое будет отвечать следующим требованиям:
- зарегистрировано на территории РФ;
- владеет техническими средствами, позволяющими обеспечивать формирование и ведение ЕФРСЮЛ в электронной форме;
- отобрано для осуществления данных функций в порядке и в соответствии с критериями, которые будут установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
При этом п. 2 комментируемой статьи определено, что порядок отбора оператора ЕФРСЮЛ должен обеспечивать возможность участия в таком отборе всех лиц, соответствующих критериям, которые установлены этим органом.
Авторы обращают внимание на то, что до определения оператора ЕФРСЮЛ функции указанного оператора осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в соответствии с ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
3. Из содержания п. 3 комментируемой статьи следует, что законодатель возлагает на уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти обязанность по утверждению нормативных правовых актов, которые должны установить:
- порядок формирования и ведения ЕФРСЮЛ, в том числе порядок формирования этого реестра в электронной форме;
- порядок и сроки внесения ЮЛ и Федеральной налоговой службой России сведений в ЕФРСЮЛ;
- порядок, срок и цена размещения сведений из ЕФРСЮЛ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- вид электронной подписи, используемой для их внесения в ЕФРСЮЛ.
Важным моментом является указание в п. 3 комментируемой статьи на то, что нормы, установленные в перечисленных документах, не должны являться препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к содержащимся в ЕФРСЮЛ сведениям.
4. В п. 4 комментируемой статьи определены лица, на которые возлагается ответственность за достоверность и корректность сведений, внесенных в ЕФРСЮЛ и размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Указанная ответственность возлагается на лица, которые в соответствии с комментируемой статьей должны вносить сведения в ЕФРСЮЛ. Буквальный анализ п. 8 комментируемой статьи позволяет сделать вывод о том, что лицами, обязанными вносить сведения в ЕФРСЮЛ, являются:
- Федеральная налоговая служба России как регистрирующий орган - в отношении сведений, перечисленных в абзацах "а" - "и" ч. 7 комментируемой статьи, а также иных сведений, предусмотренных законодательством РФ;
- ЮЛ - в отношении сведений о них самих, предусмотренных ч. 7 комментируемой статьи, за исключением сведений, обязанность по внесению в ЕФРСЮЛ которых возложена комментируемой статьей на Федеральную налоговую службу России.
5. Лица, осуществляющие внесение сведений в ЕФРСЮЛ, обязаны подписывать информацию в электронной форме, включающую в себя соответствующие сведения, электронной подписью, кроме случаев, когда иное устанавливается законодательством РФ.
В силу положений ФЗ "Об электронной подписи" под электронной подписью понимается информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
6. В соответствии с п. 6 комментируемой статьи размещение в сети Интернет сведений, внесенных в ЕФРСЮЛ, осуществляется:
- ЮЛ, на которых возложена обязанность по внесению соответствующих сведений, - за плату;
- органами государственной власти, органами местного самоуправления - без взимания платы.
На наш взгляд, анализируемая норма является достаточно расплывчатой и не позволяет точно определить, например, на платной или бесплатной основе будет вносить сведения Федеральная налоговая служба России о зарегистрированных ЮЛ. Так, в статье С.С. Дуканова отмечается, что "остается открытым вопрос о плате за размещение сведений регистрирующими органами не о себе (в этом случае размещение будет бесплатным), а о ЮЛ по перечню, содержащемуся в пп. "а" - "и" п. 7 ст. 7.1. Буквальное толкование Закона позволяет сделать вывод о платности размещения регистрирующим органом сведений ЕГРЮЛ в Едином федеральном реестре". Авторы же полагают, что платным будет только процедура внесения в ЕФРСЮЛ сведений ЮЛ о них самих в соответствии с перечнем, определенным в п. 8 комментируемой статьи.

7. В п. 7 комментируемой статьи определен перечень сведений о ЮЛ, которые подлежат обязательному внесению в ЕФРСЮЛ.
Необходимо отметить, что хотя ФЗ от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ была отменена обязанность акционерных обществ ежеквартально представлять в регистрирующий орган сведения о стоимости чистых активов, то теперь с 2013 года эти сведения все равно надо будет представлять на последнюю отчетную дату в ЕФРСЮЛ. Кроме того, обязанность по представлению сведений о стоимости чистых активов в ЕФРСЮЛ возлагается и на общества с ограниченной ответственностью. Думается, что указанные выше обязанности ЮЛ по размещению в ЕФРСЮЛ сведений о стоимости чистых активов, а также обязанность, возложенная на регистрирующий орган, по внесению в ЕФРСЮЛ сведений об уменьшении уставного капитала, будут дополнительно обеспечивать защиту прав кредиторов при уменьшении уставного капитала или изменении стоимости чистых активов.
8. Сравнительный анализ п. 7, 8 комментируемой статьи позволяет прийти к выводу о том, что на регистрирующий орган возлагается обязанность по внесению в ЕФРСЮЛ следующих сведений:
- записи о создании юридического лица (в том числе о создании ЮЛ путем реорганизации);
- записи о том, что ЮЛ находится в процессе реорганизации;
- записи о том, что ЮЛ находится в процессе ликвидации;
- решения регистрирующего органа о предстоящем исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ;
- записи об исключении ЮЛ из ЕГРЮЛ или о ликвидации ЮЛ;
- записи о прекращении унитарного предприятия, имущественный комплекс которого продан в порядке приватизации или внесен в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества;
- записи об уменьшении или увеличении уставного капитала;
- записи о назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа ЮЛ;
- записи об изменении адреса (места нахождения) ЮЛ.
Таким образом, сведения, вносимые в ЕФРСЮЛ регистрирующим органом, будут практически дублировать сведения из ЕГРЮЛ.
На ЮЛ возлагается обязанность по внесению следующих сведений в ЕФРСЮЛ:
- сведений о стоимости чистых активов ЮЛ, являющегося акционерным обществом, на последнюю отчетную дату;
- сведений о стоимости чистых активов ЮЛ, являющегося обществом с ограниченной ответственностью, в случаях, предусмотренных ФЗ "Об ООО";
- сведений о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
- сведений о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
- сведений, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами;
- иных сведений, которые ЮЛ вносит по своему усмотрению, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ.
Как мы видим, ЮЛ могут разместить в ЕФРСЮЛ за плату иные сведения по своему усмотрению, за исключением данных, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством РФ.
9. Пункт 9 комментируемой статьи устанавливается срок, в течение которого сведения о ЮЛ, предусмотренные комментируемой статьей, должны быть внесены в ЕФРСЮЛ:
- регистрирующий орган вносит в ЕФРСЮЛ сведения, обязанность по внесению которых возложена на него п. 7, 8 комментируемой статьи, в течение пяти дней после внесения этих сведений в ЕГРЮЛ;
- ЮЛ вносит в сведения, обязанность по внесению которых возложена на него п. 7, 8 комментируемой статьи, в течение трех рабочих дней с даты возникновения соответствующего факта.
10. В п. 10 комментируемой статьи определены основания отказа во внесении сведений в ЕФРСЮЛ и (или) в размещении их в информационно-телекоммуникационной сети Интернет оператором ЕФРСЮЛ. Ими являются:
- отсутствие электронной подписи субъекта, осуществляющего внесение сведений в ЕФРСЮЛ;
- отсутствие оплаты за размещение сведений в ЕФРСЮЛ.
10. Обращаем внимание, что с 1 января 2013 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 3 мая 2012 г. N 428 "О внесении изменения в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации". Согласно упомянутому документу Минэкономразвития России предоставляются полномочия по формированию и ведению ЕФРСЮЛ. В частности Минэкономразвития России будет определять:
- порядок формирования ЕФРСЮЛ в электронной форме;
- порядок и сроки внесения ЮЛ и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию ЮЛ, сведений в ЕФРСЮЛ;
- порядок, срок и цену размещения сведений в сети Интернет;
- вид электронной подписи, используемой для внесения сведений в ЕФРСЮЛ;
- порядок и критерии отбора оператора ЕФРСЮЛ.

Перейти к оглавлению: Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»



©2008 mosuruslugi.ru
mosuruslugi@gmail.com
О сайте · Контактная информация · Размещение рекламы · Ограничение ответственности